Есть ли коррупционные риски в законах, о которых пойдёт речь

Jun 24, 2021 20:01

В издании Зеркало Недели  была опубликована  статья  депутата ВР Украины Дмитрия Киселевского


И вот с чего он начал  статью.

В Украине в очередной раз стараются дискредитировать попытки развития своей экономики и промышленности, на этот раз называя их коррупцией. Именно такой вывод следует из рейтинга законопроектов, якобы содержащих некие коррупциогенные факторы, подготовленного «Институтом законодательных идей».

По удивительному стечению обстоятельств, риски были найдены даже в тех законопроектах, которые направлены на промышленное развитие нашей страны, укрепление инструментов торговой защиты, усиление энергонезависимости. Как их соавтор, позволю себе не согласиться с составителями рейтинга: коррупционных выгод эти инициативы не преследуют

Я конечно же не знаю, что это за институт такой законодательных инициатив, но попробую разобраться  есть ли коррупционная составляющая в  тех законопроектах, о которых пойдёт речь.  Ну, а, поможет мне это сделать  непредвзятость,  нейтральность к украинскому законотворчеству и объективность.

№3739 - законопроект о локализации. Он предполагает, чтобы при государственных закупках машиностроительной продукции (трамваев, локомотивов, турбин и пр.) заказчик требовал, чтобы хотя бы часть такого товара была произведена в Украине. Эта практика применяется всеми развитыми странами в мире. Так, президент Джо Байден через неделю после избрания подписал указ об усилении законодательства «Покупай американское». И это при том, что проникновение импорта в госзакупки в США и ЕС составляет 5-8%, а в Украине - почти 40%

Ну, для начала обратимся к амеркианскому закону, который более известен как  Buy American Act.  Что до этого закона, то он был принят в далёком  1933 году.  А говорил он  о том, что закупка товаров для строительства, ведущегося и финансируемого государственными властями США, должна производиться на внутреннем рынке у американских производителей. Закон допускал покупку иностранных товаров на эти цели только в трех случаях: если необходимые товары в США не производятся; если покупка товаров в США противоречит общественным интересам; если цена национальных товаров необоснованно высока. Что до  указа Байдена, то  он звучит немного инача, а именно "Покупай американское, нанимай американцев".

А теперь о том, что же такое закон о локализации?  Закон о локализации по сути легализует иностранную продукцию на территории Украины, причём ту, которая  проивзодится  или может производится на территории Украины.  Причём экономическая составляющая  для Укрианы от такого закона минимальная.  Что же до коррпуционной составляющей в этом законе, то она видная даже не вооружённым глазом. Ну, например, возьмём закупку трамваев.  Например заказчик устанавлвиает в тендерной документации такие условия по срокам изготовления,  которые  ни одного украинское предприятие  просто выполнить не сможет.  Или же могут быть указаны параметры изделия,  которым не соответсвют украинские трамваи.  То, есть условия будут прописываться под  конкретного производителя, что собственно в Украине и делается.  Только теперь ещё   иностранные изделия  частично будут иметь украинское происхождение, и минимальный экономический эффект. А вот украинские предприятия, которые производят те же самые трамваи, могут просто пролететь.  И ещё.   Закон о локализации,  по сути не снижает долю импорта в Укрнаине,  а наоборот увеличит проникновение импорта в страну.

Так, что  экономического эффекта практически ни какого, а коррупуционные схемы как были, так и останутся.  Но двинимся дальше.

№3724 и 3725 - об индустриальных парках. Эти два законопроекта содержат налоговые и таможенные стимулы для индустриальных парков. Даже приняв их, Украина будет существенно отставать от своих соседей - Польши, Венгрии, Словакии, Турции, а также России и Беларуси, по объему стимулов, которые получают компании в тамошних индустриальных парках

Ну, что, давайте посмотрим.  Какие же стимулы  здесь есть.  Это   колмпенсация  подключения к электросетям. И частичная компенсация процентных ставок по кредитам.  Если  переводить на общедоступный язык, то по сути  бюджетные деньги  будут перекочёвывать   в частные структуры, такие как   ДТЭК и   коммерческие банки.  Ну, и, конечно же налоговые льготы. А всё это очень прибыльные области в плане коррупции. А теперь читаем дальше:

№3361 - законопроект о замене пожарных проверок страхованием. Удивительно, что сотрудники антикоррупционной организации не слышали о коррупциогенности пожарных проверок. Еще более удивительно, что замена одного из самых коррупционных видов проверок страхованием соответствующих рисков кажется им коррупцией

Ну, что я могу сказать на это? Нужно прежде всего искать причину коррупции.  Я подскажу. Это мизерные зарплаты, и ни каких ништяков, какие есть в США.  Я кстати, когда прочитал  о чём закон, то чесно говоря  не совсем понял, люди серьёзно считают, что это будет лучше?  Ну для начала,  не будет проверок, значит будут повсеместные нарушения  пожарной безопасности.  Я уже не говорю, что будут сговоры со страховыми агентами, которые будут  делать более выгодные условия для своих потенциальных "клиентов".  В общем пожарные проверки должны быть.   Вот только  пожарные инспектора должны быть матеваривоны на то, что бы не брать взятки. И это номного  проще сделать, чем пытаться избавиться от коррупции в пожарных проверках, на коррупционные схемы со страхованием.

№4221 - законопроект о саморегулирующихся организациях. Это распространенная мировая практика, предполагающая, что некоторые вопросы регулирования отдельных сфер экономики могут быть отданы профессиональным объединениям. Например, регулирование стандартов оказания услуг, по аналогии с самоуправлением нотариусов или адвокатов

Ну да.  Совсем одно и то же.  Распространённая мировая практика это лицензирование и причём очень жёсткое.  И сравнвиать адвокатов и натариусов, которые должны иметь   юридическое образование,   с другими  услугами просто нереально.  Что до саморегулирущихся оргоанизаций, то они есть и в России.  Вот только что бы в такую организацию вступить, нужно   заплатить деньги. А что бы получить лицензию нужно было просто  иметь соответствующее образование,   а также требовалось заплатить госпошлину.   Например строительные компании.  Не, секрет, что сейчас в России очень много  строительных компаний,  которые возглавляются людьми, далёкими   от строительства,  очень часто наругают СНИПы и ГОСТы, и на всё это  очень часто контролирующие органы часто закрывают глаза. Всё просто.  Глаза закрывают за деньги. И чем больше нарушений, тем больше денег. И все компании имеют сертефикат  СРО.  Решится ли вопрос с коррупцией при принятии такого закона? Думаю да. Но решится этот вопрос в худшую сторону.

№4344 - законопроект, стимулирующий добычу газа в Украине. Теперь путь к энергонезависимости - это коррупция

Ну, если деньги будут заносится в конверте в кабинет, то это коррупция. И если честно, то я не совсем понял.  А как  можно стимулировать  добычу газа в Украине?   Есть государственные компании, которые этим кстати и должны заниматься. Так, какой лично им нужен стимул?   Вот это мне и не понятно.

В общем, что я могу сказать. Можно ли  найти коррупционные риски в этих законопроектах? Можно, и вполне.  Что собственно я и сделал.  Ну, и, ещё. Прежде чем принимать  какие-либо законы, то нужно для начала научится министров, президентов, их родственников и друзей отправлять на нары за коррупционные, да и вообще экономические преступления. И надо, что бы  слова  взятка и откат были в Украине такими же не подустимыми, как и в той же самой Финляндии. 

коррупция, финансы, Украина, законопроекты, общество

Previous post Next post
Up