“Марс Экспресс”: почти как Эон Флакс в экзистенции для депрессивных

Jun 15, 2024 18:44



Мы уже не раз говорили о том, что выход таких анимационных лент, как “Марс Экспресс”, да еще и с включением в программы именитых фестивалей, - само по себе событие. Потому что не единым Скоттом и Вильневым по неприменному (и уважаемому) Филиппу Дику образован этот жанр, и в таких проектах скрывается научная новизна - просто в разной степени раскрытия темы.

Жаль только, что “Марс Экспресс” рискует затормозить в липком клише “для поклонников “Бегущего по лезвию”, которое ныне применяют ко всему sci-fi пласту в современном кинематографе, тем самым лишая его потенциальной целевой аудитории, которую от растиражированных “андроидов vs. электроовец” уже немного тошнит, а от экспериментальной фантастики 90-х - совсем наоборот. Все-таки работа Жереми Перена, несмотря на всю сдержанность и собранность, ближе к футуристическому сюрреализму Æon Flux Питера Чунга и физиологической во всех смыслах Кроненберговской “Экзистенции”, чем к трендовым рассуждениям и фантазиям про ИИ и аплоадинг сознании.

Но, да, согласна, начинается все, как уже стандартный кибернуар: колония на Марсе, потрепанная Земля, мир приходит в себя после восстания машин, циничная, надломленная детективша Алин Руби и её напарник Карлос Ривера - наполовину андроид, наполовину голограмма с сознанием человека, погибшего пять лет назад. Конечно же, загадочное убийство как верхушка айсберга - болезненного перехода из не оправдавшего себя мира роботов в мир органиков (здесь весело машем Кроненбергу и Гигеру). И борьба со своими демонами и призраками из прошлого лейтмотивом.

Что подкупает в “Экспрессе” сразу - это грамотный, классический визуал - можно даже сказать, тяготеющий к ретрофутуризму. Очевидно, как референс взята действующая автоматическая межпланетная станция, а все процессы, происходящие в фильме, соответствуют гипотезам и тезисам научной фантастики как жанра. Здесь нет экшена ради экшена, супергеройского мономифа - только чистое рассуждение об одном из возможных развитий нынешней реальности.

А что расстраивает? Слитый депрессивный финал, мало того что обрывающий повествование на полуслове, так еще и беспросветно тоскливый - тоскливее, чем последние сезоны “Мира Дикого Запада”. И меня пугает эта тенденция в НФ-сценариях - начать за здравие, закончить за неолуддистский упокой. Именно поэтому я не стала брать на обзор “Пантеон” - я была в восторге от первого сезона и в ужасе от второго. Так и здесь - персонажи раскрываются, арки развиваются, чтобы просто схлопнуться, оставив зрителя с десятком неотвеченных вопросов.

Но даже в такой форме “Марс Экспресс” - это прорыв, доказывающий (в очередной раз), что качественная фантастика - это не всегда кассовый AAA-проект. Оказывается, что это вполне может быть фестивальная полнометражная анимация, при этом смотрибельная для массового зрителя. Что не может не воодушевлять.

оригинал поста: http://violanoir.com/movie/mars-express

Кино

Previous post Next post
Up