Стратегическая сессия в апреле 2013 года (работаем с консультантами часть 3-я)

Oct 28, 2013 15:34

  Я категорически убежден, что не зависимо от размера бизнеса, необходимо иметь цель, к которой этот бизнес должен прийти. Более того, те бизнесмены, которые не ставят перед собой личные финансовые или «жизненные» цели не добиваются успеха. Я говорю не про «машина-квартира-дом-отдых», я говорю про большой УСПЕХ, про действительно большие деньги или про амбициозные цели в бизнесе (создать самую лучшую компанию по приготовлению пиццы в мире или стать самым крупным мастер-франчайзи в самой лучшей компании по приготовлению пиццы).
     И цель эта должна быть не просто мечтой, которая висит где-то у тебя в голове. Эта цель должна быть конкретной, реалистичной, ограниченной во времени, просчитанной, записанной на бумаге. Более того путь к этой цели тоже должен быть записан на бумаге. Я не устаю повторять эти прописные истины, которые почему то мало кто хочет использовать. Многие предприниматели, с которыми я знаком могли бы двигаться гораздо быстрее, если бы просто шли в одну сторону (читай к конкретной цели). По факту же имеем «разброд и шатания» J
     Честно говоря, я сам постоянно с собой борюсь, чтобы идти прямо и не сворачивать. Ведь в моей голове постоянно рождаются какие-то идеи как что-то поменять в бизнесе. Если принимать все эти идеи, на первый взгляд отличные, то это приведет не к движению вперед, а наоборот к стоянию на месте. Так как мы работаем при ограниченном ресурсе - и этот ресурс - это время. Оно утекает сквозь пальцы. Моя же задача принять только те идеи, которые смогут продвинуть нас к цели. На данный момент цель компании Додо Пицца Смоленск - стать крупнейшим мастер-франчайзи в структуре Додо Пицца. Для этого нужно пройти определенный путь, который сейчас находится в разработке и о нем я расскажу в следующих записях J
      Однако, прежде чем ставить цели нужно четко понимать где ты находишься и на каком фундаменте стоит твоя компания: бизнес модель; сильные и слабые стороны; возможности и угрозы.
      Полгода назад я не задумывался обо всем этом и когда я пришел с проблемами компании Додо Смоленск к своему бизнес-наставнику Сергею Дробышевскому, он обратил мое внимание на то, что именно о фундаменте стоит задуматься и проанализировать текущую ситуацию. Позже мы договорились провести стратегическую сессию и сложить фундамент нашего бизнеса. Как не удивительно это звучит, но получилось очень полезно для развития компании Додо. Это первый шаг к пониманию «как смотреть сверху на свой бизнес».

Бизнес модель
     Для построения бизнес модели Сергей посоветовал воспользоваться моделью представленной в книге «Построение бизнес-моделей» Остервальдера. Вот она:


А вот ,что у нас получилось (модель составлена в апреле 2013 года и некоторые моменты уже изменились в компании):



По совету Сергея мы делали ее на ватмане. Когда пишешь, правда лучше думается. Вот фото этого ватмана (он, кстати, до сих пор у меня сохранен):


Кстати, Фёдор Овчинников оказывается тоже строил бизнес-модель Додо Пицца в первом инвестиционном предложении. Мы узнали об этом, только когда составили свою бизнес модель.
     Бумага - это определенный «фиксатор» твоих мыслей. Все то, что появляется на бумаге имеет свойство оставаться надолго в памяти. И действительно, после построения этой бизнес-модели все мысли о бизнесе стали вертеться вокруг написанного и в основном благодаря этому мы постоянно растем. Просматривая, периодически модель я вспоминаю те направления бизнеса, о которых я забываю в потоке дел и текучки.
   SWOT
     Все кто учится менеджменту, знает про SWOT-анализ. Когда мне преподавали в институте менеджмент, нас учили делать SWOT-анализ. Скажу честно, тогда мне была не понятна вся эта муть, о которой говорит преподаватель. Ведь мы делали SWOT-анализ на каком-то типовом предприятии, процессы которого я не знал и не понимал. И у меня сложилось впечатление, что никто не применяет этот тип анализа. Я был сильно удивлен, когда Сергей Дробышевский на стратегической сессии предложил мне провести SWOT - анализ.
     Оказалось, это очень полезная штука, главное все решения в рамках анализа претворять в жизнь. Итак, вот наш SWOT-анализ от руки:


Ниже анализ переведенный в печатный вариант:



Определение сильных и слабых сторон, угроз и возможностей - это просто взгляд на текущую ситуацию. Результатом же анализа должны стать действия. Нужно представить, как при помощи Сильных сторон можно реализовать Возможности, какие Слабые стороны могут нам помешать реализовать Возможности, какие Сильные стороны помогут нам устранить Угрозы. В рамках стратегической сессии мы также провели такой анализ (правый столбец на ватмане).

ССП - Сбалансированная Система Показателей
   «По сути ССП - это механизм взаимосвязи стратегических замыслов и решений с ежедневными задачами, способ направить деятельность всей компании (или группы) на их достижение»
«Преимущество ССП состоит в том, что организация, внедрившая эту систему, получает в результате «систему координат» действий в соответствии со стратегией на любых уровнях управления и связывают различные функциональные области, как, например, управление персоналом, финансы, информационные технологии и т.п.» Более подробно читайте здесь.


Мы также составили ССП от руки и вот, что у нас получилось:


Я заранее, прошу прощения за свой почерк. Но данная карта скорее интересна с точки зрения примера, ведь у каждого она будет своя.

Action plan
    И наконец, самое интересное - план действий. В этом плане мы попытались как можно подробнее ответить на вопросы: «Что? Как? Кто? Когда? Будет реализовывать то, что мы задумали»


Вот он в письменном варианте:



Этот план висит у нас в кабинете. Самое сложное в любых планах - это начать их реализовывать. Требуется жесткая самодисциплина и постоянная борьба с собой, чтобы не завалить план. Я не могу похвастаться, что этот план выполнен на 100%. У меня постоянно возникали трудности на пути его реализации. Взявшись за что-то я не всегда заканчивал это так быстро на сколько мог. Более того спустя четыре недели после написания этого плана, я вообще перестал отмечать выполнение плана на бумаге. Однако, когда я периодически просматриваю этот план я с радостью замечаю, что пункты из этого плана выполняются. Прописная истина, которой многие не придают значения: «Все мысли должны быть записаны» действительно работает. И иногда мне кажется, хотим мы того или нет.

П.С.: Спасибо за стратегическую сессию Сергею Дробышевскому моему бизнес наставнику. Такой пласт работы я бы не осилил так быстро и не уверен заставил бы я себя это сделать самостоятельно. Если вдруг у Вас тоже есть желание поработать в рамках стратегической сессии, то оставляю Вам электронный ящик Сергея: sergey.drobyshevsky (собака)gmail.com

П.С.2: Получил от многих читателей блога вопрос: «Зачем тебе бизнес-консультант? Разве Фёдор тебе не помогает?»
Отвечаю: Во-первых, компания Додо Франчайзинг в целом и Фёдор в частности очень сильно помогают нашей компании. Я ни разу не пожалел, что перешел с Торро в Додо.
Во-вторых, основная задача Додо Франчайзинг сейчас - это запуск новых пиццерий и разработка стандартов. А также поддержка пиццерий, которые существуют. Задачи же смоленской команды шире, чем просто открытие одной пиццерии и поддержание существующего уровня. Мы были и будем нацелены на развитие собственной сети пиццерий Додо (в следующих постах я озвучу наши планы и стратегическую цель). И задачи Смоленска пока не вписываются в типичную картину развития франчайзи в других городах. Именно для этого мне нужен консультант, а также для того чтобы ускорить решение не типичных задач. И в этих вопросах, на расстоянии команда Додо Франчайзинг помочь не может. Так как компетенции управлять и стратегически мыслить скорее относятся к области саморазвития и обучения.

Этот пост входит в серию выпусков по проделанной работе совместно с бизнес-консультантом Сергеем Дробышевским. Про нашу работу можно почитать еще здесь и здесь.

додо пицца смоленск, додо пицца, горецкий владимир, блог о бизнесе

Previous post Next post
Up