Понимание жизни начинается с сознательного отношения к миру.
Сходства и различия в отношениях структурируют мир.
Фундаментально деление отношений на те, 1) которые достались мне машинально, автоматически (от папы-мамы, близких и дальних из среды моего почти бессознательного младенческо-детско-отроческого мира), и на те,
2) которые я выстраиваю с некоторых пор, действительно понимая что-то о мире, сознавая себя в мире.
«С некоторых пор» - это подростковость. Отличительным признаком подростка по сравнению с отроком является сознательное отношение к себе. Подросток обнаруживает плохо совместимые и потому конфликтующие компоненты своего Я: биологический, семейно-этнический, социальный. (Отрока от конфликтности спасало «естественное вранье»). Человечья миссия подростка - «изобретение» навыков оперирования со своим противоречивым сознанием (индивидуальное мышление-самоутверждение).
Поскольку мышлению учить не умеют, подросток оказывается один-на-один со своим конфликтным сознанием. Спасением для подростка представляется мир взрослых, в который он стремится всеми фибрами своей нарождающейся души. Однако чем больше узнает он этот «взрослый мир», тем грустнее ему делается.
Подросток - как витязь на распутье:
1) прекращает персональный поиск, «прибиваясь» к подростково-отроческим «дворовым» компаниям по интересу;
2) продолжает «вопреки всему» жизненный поиск (становится юношей-максималистом);
3) принимает правила «гадких взрослых игр», что оказывается несложным, так как взрослые - обычно те же подростки, но только в возрасте и погонах.
Мир подростка-взрослого по Галковскому: «…позиция мещанина изначально самопротиворечива и так же легко поддаётся манипулированию, как внутренний мир подростка - клад для начинающего психолога. Подросток существо иногда отвратительное, но это отвратительность гадкого утёнка. Который вовсе не гадкий. Он растёт и от этого нескладный. У подростка прыщи и маленькое сердце. А впереди - Жизнь. То есть по крайне мере - Шанс. Ситуация изначально романтическая и изначально отрицающая мещанский тупик»
[
http://galkovsky.livejournal.com/84750.html].
Из состоявшегося недавно обмена репликами о подростковости
[
http://kornev.livejournal.com/8632.html]:
walldin цитирует
Калитеевскую "...подросток - это не возраст. Это переживание, которое может быть в любом возрасте" и утверждает, что лирические герои Пелевина «тем и замечательны, что остаются вечными взрослеющими подростками».
Показательна ответная реплика (
kornev):
«…из Вашей логики вытекает неутешительный вывод: раз нам с Вами Пелевин нравится, значит, мы еще не вышли из подросткового возраста…»
Я бы уточнил только, что не «вечно взрослеющий подросток», а просто «вечный подросток». Эта категория для тех, кто не использует свой романтический Шанс на человечью Жизнь.