С лёгкой руки комрада dgies в течение года состоялось несколько обсуждений антропологического аспекта иерархии. Вырисовывается фундаментальный вывод: иерархический способ организации жизни исчерпал себя. Воспользуюсь несколькими последними публикациями для иллюстрации этого тезиса.
Read more... )
Аналогичные высказывания со стереотипной фразеологией мы находим в автобиографиях других вельмож. Независимо от того, насколько эти высказывания соответствуют действительности, они неопровержимо свидетельствуют о существовании в эпоху Древнего царства сложившихся представлений об идеальном нравственном облике сановника.
В высшей степени знаменательно при этом обоснование Хархуфом одного из своих добрых дел: «Я хотел, чтобы было хорошо мне у бога великого». Следовательно, Хархуф и его современники уже думали о том, что их поведение на земле отнюдь не безразлично божеству. Если раньше, по мнению египтян, вечную жизнь в загробном мире им гарантировали тщательное соблюдение
заупокойного ритуала и всемогущая магия, то с конца эпохи Древнего царства в их представлениях, наряду с ритуальным, появляется принцип этический._
Т.е. мы буквально с первых шагов бм устойчивой иерархии видим, что ее устойчивость, в первую очередь, обеспечивалась этическими принципами среднего слоя иерархов - не забывая при этом, конечно, что этика как пластилин, но это непринципиально. Хоть что-то. Предсказуемость. И они это уже понимали, о чем говорит, совершенно верно, даже не сама реальность, которой мы не знаем и которая вряд ли соответствовала такому прекраснодушию - но именно существование идеалов как таковых. Причем это надписи на гробнице, что исключает какую-то реальную, в этом мире, пользу от них. И так оно работало примерно 5 тыс. лет, уже в бм стабильном состоянии, со всеми вариациями и зигзагами, конечно. А вот за последние буквально несколько поколений ситуация изменилась. Что это, как не революция?
Reply
Динамическому («прогрессивному», модерновому) обществу элита «навязала» социальные инновации, используя население в качестве ресурса экономического роста. Из коллективного бессознательного «выщелачиваются элементы воспроизводства». Качество «человеческого материала» падает. «Успехи прогресса» в ничтожной мере компенсируют деградацию. Удивляться поведению «натворившей всё это» элиты не приходится. Она роет себе могилу. Нам интересен не «обвал» (революция), а выход из него http://ecce-homo-ru.livejournal.com/7490.html?thread=186690#t186690.
Reply
Мы напрасно связываем понятие "община" с неким крестьянским укладом. Крестьяне - это одна из форм общины. Община есть альтернатива государственной форме общежития, это система выживания народа. Государство создает иерархическую структуру общества, а община, не отменяя ее, параллельно создает свой способ взаимодействия людей, дающий возможность выдержать государственное сословное деление и выдержать гнет. Это коллектив, способный на взаимовыручку по своим, не государственным законам.
Куда теперь переместилась община? Думаю, она переместилась в "малину". Именно воровская среда сейчас является современной формой мигрировавшей общины. Это было особенно заметно в 90-е годы, когда "понятия" жили параллельно законам.
Reply
А ваще, раз уж я разошелся ;), я вам скажу откровенно: вот эти сапиенсы уже 150 с лишим лет сидят по Берлинам, Цюрихам, Лондонам итд (и некоторые в Москве - перед пенсией в Берлине) и размышляют, как _им_ обустроить Россию. И щедро делятся с нами своими откровениями. Результат налицо. Я этот формат игнорирую в принципе, какие бы отдельные моменты они ни ловили. Вот где-то так.
Reply
За тем, что говорит Кантор, стоят две разные вещи. Первая -- "естественная община", в которую трасформировался исходный этнос. Вторая -- "искусственное общество" (общество типа "хотелось бы"), на понимание путей к которому претендуют "интеллигенты". (Далее цитата из Вас о качестве этой претензии).
Мы затрагиваем вопрос об этом "обществе" как возможном "сменщике" иерархии.
Очевидно, "антииерархическое общество" может быть выстроено на базе адекватного знания о человеческой природе. (Не буду ставить свою заезженную пластинку).
Reply
Reply
Leave a comment