Заинтересовалась современными методиками обучения. Читаю "Вероятностый мир" Лобока. Заслуживает внимания и особого анализа. Сегодня же посмотрела презентацию методики обучения Жохова в Бизнес-Молодости
http://www.youtube.com/watch?v=1XrimJr7jiw Из двухчасового "выступления" запала одна фраза чужого авторства.
"Песталоцци ребенка, которого раньше времени начинают учить, сравнивал с несозревшей жемчужиной, то есть с грязным камушком. Потому что учить начали, но пищей запасенные и «раскаченные» нейроны не обеспечили. Получается, что нейроны разбудили, кушать не дали, и нейроны от голода «подохли».
Есть над чем подумать.
Да еще влюбилась в образ свободы, нарисованный одной девочкой в виде снежинки
http://www.youtube.com/watch?v=iZ20zuUm9U8 Все остальное, увы...
Вредная я, конечно. Но что делать, верю: рано или поздно каждый становится похожим на своего учителя. Эмоционально Жохов не зацепил. Фактографически - даже не старался, ибо "не стоит заниматься разбором моста, по которому ведешь детей, надо просто по нему вести".
Я сама за непредсказуемость всеми руками, но когда ты презентуешь свои мысли как "методику", все же важно не просто говорить о том, как все может быть здорово и весело, но и обозначать по крайней мере свою философию, свое видение "краеугольных камней" того нового, что ты хочешь привнести в существующий уклад (тем более, что новое собираются накладывать на существующие "старые" школы).
Странно, что нет ни книг, объясняющих методику, ни сайта (прорекламированный www.sistemazhokhova.ru еще только "припаркован" и ожидает открытия).
Терпеливо прослушав доклад, постаралась-таки "выудить" детали системы:
1. Налаживание работы лобных долей (оперативная память, внимание, развитие общего управляющего центра для полушарий) происходит в сентябре первого полугодия.
2. Межполушарные связи (через песни, т.к. мелодию мы воспринимаем правым полушарием, ритм и слова - левым) - следом. Межполушарных связей у мальчиков в несколько раз меньше, чем у девочек. Задача - восстановить эти связи.
3. Психогигиена. Из детских садов приходят дети с невообразимыми страхами. Первое, что начинают делать - сколачивать "бригады", узаконивают "дедовщину". Учителя должны отслеживать такое поведение. Одна из главных задач в первом и втором классе - отскрести чистые души детей, избавить от сформированных страхов.
4. Никаких воздействий на подсознание. Никакого НЛП. Продекларировано. Но вот тут
http://logpoint.livejournal.com/262604.html читаю детали системы: Это мультимедийные уроки с проектором. 40-45 слайдов на урок. Большое количество заданий, немного теоретического материала. Много наглядности, апелляций к образам, развитию ассоциаций внутри предметной области и вне ее. Развитая система привлечения непроизвольного внимания мультимедийными средствами, вообще работа с непроизвольным вниманием занимает немалое место. Эмоциональное привлечение - персонажи и т. п. Видеовставки. Материал по окружающего миру в начале урока. Организация работы "вопрос-ответ" на основании материала, представленного на слайдах, плюс выполнение разнообразных заданий устно, на печатном материале, индивидуальных досках. От урока к уроку - постепенное погружение в материал, усложнение заданий, их разнообразные вариации.
Что это как не загрузка образов в подсознание? Сознательный обман или непонимание деталей организации психики детей?
5. Достоинство и благородство с первых дней первого класса. Благородство почему-то на примере старика из "Золотой рыбки".
6. Наладить работу правого полушария. Западная цивилизация левополушарная. Левое полушарие - хорошее, но очень замедленное и непроизводительное. И скорость, и мощность работы правого полушария намного выше. Все вычисления "загоняются" в правое полушарие. Единственная проблема, которая возникает при этом, - дети моментально получают ответы и не могут объяснить, как они их получили.
7. Восстановление долговременной памяти - задача последующая. Ничего почти не задают учить дома. Все само собой учится в рамках занятий в классе.
8. За первый класс задача - восстановление на уровне механики способности мозга к обучению.
9. Недопустимы изменения состава классов. Потому что первоклассники по методике Жохова программу 1 класса заканчивают в сентябре, в начале 2 класса заканчивают программу всей начальной школы.
10. Проблема не в программах, а в детях, т.к. такой объем они усвоить неспособны. Поэтому нужно либо менять программы, либо менять детей. Жохов выбрал второе, поскольку считает, что программы у нас хорошие и по содержанию, и по методике, но дети из воспринять неспособны. Поэтому нужно растить другую породу детей.
11. В государственных школах видит больше возможностей. Но проблемы видит в учителях.
12. Нормальный первоклассник - это ребенок "бегущий и орущий".
С виду вроде бы все красиво и складно. Но всё содержание выступления цепляло объектноориентированным отношением к детям. Не как к личностям, а как к существам для приложения силы конкретной методики. Особенно это контрастировало на фоне Лобока.
И вот здесь
http://logpoint.livejournal.com/262604.html#t6399436 читаю разбор методики "изнутри".
И радуюсь, что интуиция не подвела.
Но вот вопрос: почему же так многим хочется идти на поводу чужих заблуждений?
Уж если заблуждаться, то по-своему :)