Письма из Нувейбы. Письмо второе.

Oct 21, 2015 03:48

Нувейба, как повествует Википедия, - морской порт среднего размера и одновременно курортный город в Египте, расположенный на северо-востоке Синайского полуострова, на берегу Акабского залива Красного моря, в 200 км на северо-восток от Шарм-эль-Шейха. В городе существует несколько представительных отелей (например, Хилтон), но сам городок не пользуется большой популярностью у туристов и государства, которое предпочитает вкладывать средства в развитие преимущественно Шарм эль Шейха.



Изначально Нувейба - это небольшой бедуинский городок, живущий в первую очередь портом, откуда отправляются грузопассажирские паромы в Акабу (Иордания). В 1990-х годах Нувейба была популярна в среде хиппи и неформалов, которые съезжались сюда из Европы и преимущественно соседнего Израиля.
Но обострение арабо-израильского конфликта в 2000 году, затем годы нестабильности в самом Египте внесли свои коррективы. Теперь туристов в Нувейбе почти нет. За все время мы встретили на берегу по левую руку от Ciao парочку иностранцев и семью владельцев соседнего отеля. По правую руку мы встретили русских. Всего один раз. Это были резиденты «Хилтона». Все включено и прочее. Направо мы после этого не ходили.

В Нувейбе есть базар. Не такой, чтобы уж прям восточный. Чтобы Базар. Но зато там есть бедуин, который продает травы, специи и масла. И - самое главное - разбирается в них. Он нам посоветовал масло горького миндаля для Таюшкиных ручек, семена пажитника (или по-местному - хельбу) для меня и чудесный каркаде для Саши.



Есть в Нувейбе и руины турецкого форта. Но сколько мы не просили Ида свозить нас туда, он как-то уклончиво намекал, что смотреть там особенно нечего.

Почти на всех туристических сайтах одной из достопримечательностей Нувейбы значился Дельфиний пляж. Вроде как за небольшую плату там можно поплавать с дельфинами, которых приручил местный бедуин.
Дельфиний пляж в Нувейбе действительно есть. Называется он El Mosina Beach.



Но вот дельфинов и того самого бедуина уже нет. По версии Ида, дельфин уплыл в сторону Израиля, обретя семейное счастье с дельфинихой из тамошнего дельфинария.



Была и другая версия. От Кати Перховой. Не столь жизнерадостная. Но не будем о грустном, тем более, о гипотетическом.

В Нувейбе (да и вообще на Синае, насколько мне сейчас видно) нет музеев. И это правильно. Тем ценнее настоящее. Тем ярче соприкосновение с культурой места, как оно ЕСТЬ.
Но ведь современность не может быть без корней. И эти корни проступают ото всюду.
Синай - край бедуинов. Удивительный народец, который никак нельзя признать аборигенами Синая, но в то же время представить сейчас Синай без бедуинов - тоже нельзя. Они взяли под свое начало, пожалуй, самые главные сферы жизни: транспорт и безопасность, отчасти торговлю. Причем транспорт любой, начиная от верблюдов и заканчивая джипами. Безопасность же вещь достаточно спекулятивная.
Транспортные услуги бедуинов стоят как правило дороже, чем услуги арабов, когда они становятся твоими друзьями, как наш Eid. Да и обманом они не брезгуют. Нам, к примеру, сосватали Большой цветной каньон, а сами отвезли в Малый… Хорошо, что Eid, бывавший и там, и там, рассказал нам потом в чем их разница. И что нам лучше не экспериментировать больше с бедуинскими экскурсиями. После этого мы ездили по Синаю только с Eid. И это было так, словно мы приехали к другу, который решил показать нам свою родину. Мы смотрели на Синай совсем другими глазами, когда у нас появилась возможность в любой момент выйти из машины, чтобы подобрать красивый камень или сделать фото с особого ракурса, когда мы могли спросить про то, куда ведет этот поворот или почему здесь выставлен пост..

В Нувейбе есть одно публичное место. Небольшое кафе в центре города, расположенное на открытом пространстве. Женщин там увидеть сложно. Женщин вообще везде на Синае увидеть сложно. Но здесь как-то особенно досадно становится. Вроде бы и хочется остановиться, посмотреть на людей (коих уже начали забывать, живя в Ciao), но исключительно мужская компания да еще и с арабским контекстом пугает.
Арабских женщин нет и в других «культовых» местах. Вроде рыбного ресторанчика, где ты выбираешь рыбу буквально только что выловленную из Красного моря, и прямо при тебе ее готовят. В него мы попали по совету Eid. Ожидания наши нас тут слегка подвели. Для нашего - очевидно зашоренного - мышления слово "фиш ресторан" означало заведение хотя бы немного напоминающее цивилизацию. Но нет... Из всей мебели в "ресторане" был один стол. И сидеть за ним не очень-то хотелось. Еще было два столика перед "рестораном". Там мы и примостились, выбрав себе на задворках заведения в большууущем холодильнике парочку рыб, ни название которых, ни вид нам был неизвестен. Мой зубастик по вкусу напоминал картошку. Сашин окунь пах морем. Наверное, половину нашего заказа съели местные кошки... Кошки в Египте - особые существа. Конечно, никто их священными уже не считает. Но они-то себя священными считать не перестали! А потому просто наглющим образом они объедают доверчивых туристов иногда просто вырывая у тебя с тарелки последний кусок. И даже не пытаясь строить тебе глазки. Когда конкурентов набегает по десять штук уже не до уси-пуси, знаете ли.



Женщин же мы не увидели и на центральной улице, где местные смотрят телевизор, едят шашлыки и обсуждают последние новости.
Все эти места весьма «местные». И «арабскую сказку» в них чувствуешь как нигде… Здесь Египет как он есть: с мусором, антисанитарией, бедуинами, кошками, шишей… и при всем при этом удивительным чувством собственного достоинства, которое есть в каждом, кто здесь живет.

Письма из Нувейбы

Previous post Next post
Up