Раннее развитие. Опыт в рамках одной жизни.

Aug 04, 2015 01:27

Для чего мы решаем заниматься с детьми какими-то программами раннего развития? Отметая совсем упрощенные варианты (вроде «быстрее, выше, смелее») остановимся на самых рациональных: дать хорошую базу для дальнейшей жизни в виде сильной памяти, развитого внимания и интуиции, любви к познанию, идущей от легкости восприятия материала (отсюда «любовь» всех программ к скорочтению), создать основу для языкового развития и разного рода талантов (музыка, рисование, проч.)
Много я думала об этом. Много вспоминала. Ведь размышлять я могу лишь в рамках имеющегося опыта. Опыта одной жизни. И вот что надумалось.
Есть у меня знакомая девушка. И с памятью, и со склонностями у нее все в порядке (и явно не оттого, что родители занимались с ней по Шичиде или Доману)). Но. Из-за того, что все знания по жизни легко ей даются - она их попросту не ценит. Не ценит и не развивает. Эта «невыносимая легкость познания» сделала из нее стрекозу: каким-то ветром ее вечно носит из одной стези в другую. Самое интересное - это явно ее заботит, так как вечные метания от одного до другого до добра пока так и не довели.
И есть девушка, которой все давалось исключительным трудом. Она хорошо училась. Но большей частью ей приходилось все зубрить. Пока она не поняла, что эта тупиковая ветвь эволюции. И начала сама изучать методики скорочтения и улучшения памяти. Сама. И это стало началом ее интереса к самообразованию как таковому.
Насколько замечаю, искусственное стороннее развитие уводит человека в сторону от того, что в него заложила природа. Для своих только ей известных целей.
И человек, забывая о своих интересах, идущих изнутри, вынужден забивать свою жизнь удовлетворением чужих (родительских) амбиций.
Как-то странно мне для себя самой формулировать такую мысль, но получается, что я фаталистка: уж что написано по судьбе - тому и быть.
Да, безусловно, дети - гении. Еще какие. Вот только форсаж гениальности способен привести к … не вполне ожидаемым последствиям.
Есть в моей жизни история про мальчика, которого в 3 года научили читать, а в сознательном возрасте он отказался от чтения книг в принципе.
Или есть еще знакомый мальчик, который умеет в 5 лет читать, писать, отлично считает (по-моему, до бесконечности), знает города-герои и прочее-прочее, но при этом совершенно не умеет мыслить образами, рисовать и .. совсем не дружит с мамой.
Думаю, каждый из нас встречал подобных странных детей: все знают, все умеют, но - либо грусть в глазах, либо явная социальная неприспособленность (ждут, когда им скажут, что делать; либо ждут, когда их развлекут очередной порцией заданий; либо не умеют общаться вне «защитного поля» родителей…).
Главный вопрос для меня как всегда: даст ли сверхразвитость счастье?
Нет, конечно.
Так зачем? Чтобы вырастить не просто отличников (как нас растили - умных и удобных, способных и послушных, не выходящих за рамки благопристойности и верных ответов винтиков), а супер-отличников?
Всякую способность нужно осознать или выносить в себе. К примеру, внимание к деталям крайне важно для художников. Но если оно выдрессировано, то прелесть его теряется.
Если даровано - то да, ты просто живешь с ним и не знаешь, как могло быть иначе. Или если не было даровано, но ты сам осознал, что нужно, сам развивал и добился нужного свойства - то снова да. Ты знаешь цену. И будешь ее «отрабатывать» по доброй воле на благо себе и другим. А вот дрессировкой легко отбить любое желание дальнейшего использования. ИМХО.
Конечно, развивать способности надо. Но без фанатизма. Без этой болезненной упертости вроде «мой ребенок будет круче других». Без гонки вооружений и напрягов с обеих сторон. Давно уже выведена формула игры как основного инструмента познания для детей. Так нет же! Подавай родителям карточки, а детям энциклопедии!
Пока сама для себя я вывела такую формулу.
Найди свое племя. Свою стаю. Пусть она даже будет не всегда с тобой. Где-то. Но она будет в твоем сердце. И это главное. Гадкий утенок тоже прожил целую зиму лишь мечтой о белых лебедях.
Племя - это люди, общность, чьи взгляды на жизнь тебе близки, чьи дети тебе нравятся, кто сам себя воспитал и сделал себя таким, каким и ты хочешь быть и желаешь того же своим детям.
Найдя это племя, просто следуй ему. Реально или в душе. Сверяй то, что делаешь, с этим компасом. И держи в голове того прекрасного взрослого, которого ты хочешь видеть рядом с собой через ..дцать лет.
У каждого это будет свое племя. И вот тут - дай нам Бог мудрости не считать свое племя самым племенным)))
Пока так.

секреты воспитания, образование

Previous post Next post
Up