Мандалы и фанты. Вот так вкусно мы завершили этот год с детишками из Микроши.
Благодарна всем-всем-всем ребятишкам за их умные вопросы, интересные находки, озарения творчества и смелость быть самими собой!
Надеюсь, наши занятия останутся в их памяти как маленькие островки силы. А я буду слать им добрые мысли о том, что все в их жизни сложится самым лучшим образом, ведь самое главное у них уже есть - вера в себя!
P.S. Фанты мы разыгрывали так: каждый тянул из "волшебного мешочка" записку, на которой было написано, кого нужно изобразить. Варианты были: танцующая креветка, испуганный слон, растаявшее мороженое, сонная божья коровка, мокрая курица, зубастый колобок, спущенное колесо, высохший банан, человек-паук и самое интересное - зеркало (когда надо было подойти к каждому и "отразить" его, превратившись в зеркало). Бальзамом на мою душу их постоянный лес рук на вопрос "Кто хочет быть первым?" В первой группе первой (милая тавтология) стала Иришка. Ей досталось мороженое. И как первопроходец она немного растерялась. Как? Как изобразить растаявшее мороженое?? Навожу на курс: мороженое - оно какое?
Холодное.
Покажи, что тебе холодно.
А теперь ты начала таять....
Вот так у нас все пошло как по маслу! Детишки вообще все схватывают на лету. Особенно когда видят, как я изображаю ту же "танцующую креветку"))
Мандалы мы в этот раз взяли новые. Из свежей подборки Лизы Черниковой. Думала, может только мне кажется, что они совсем простые (хотя Лиза отнесла их к "усложненному варианту"). Но нет. Оказалось, что ребятишки из Микроши тоже щелкают их как орешки. Но только на фотопамяти в этот раз мы не остановились. Вторым пунктом программы по мандалам было.... - нарисовать мандалу самостоятельно!
Ой, ну как же я радовалась, когда они, взяв себе за образец картинки с мандалами, потом откладывали их в сторону и начинали рисовать что-то свое! Наотрез отказались рисовать мандалы только Арина и Кирилл. Арина упрямо хотела рисовать себя и маму. Кирилл же вообще отдельная история... Все занятие они писал слова (названия городов-героев) и цифры. Вот с этим у него вопросов никогда не было. Но стоило только попросить что-то нарисовать - всё. Стоп-машина. Только один раз за все занятия он нарисовал цыпленка. Это был его первый и последний рисунок... Так и хочется сказать: родители! Осторожнее с ранним развитием!
Лиза нарисовала две мандалы. Первую мандалу под чутким папиным руководством.
Но потом, получив задание нарисовать самостоятельно, пошла и сразу же нарисовала совершенно свою мандалу! Вот это характер!
Юля как всегда удивила меня глубоким вопросом. А что вообще такое мандала?
Конечно, я не стала усложнять их видение терминологией вроде "мандала - это геометрический символ сложной структуры, который интерпретируется как модель вселенной, «карта космоса»".
Я рассказала им о плетеных мандалах. Что гораздо по духу ближе детям.
Достоверно известно, что мандалы плели индейцы племени Уичоль, проживающие на части территории современной Мексики. Сами индейцы называли свои изделия Ojo de Dio - "Божий Глаз", а на языке уичоль использовалось слово Sikuli - "Власть видеть сокрытое" или, другим словом- ясновидение.
В Мексике плетение «глаза бога» знаменует рождение ребенка. Отец плетет центр, когда ребенок рождается, чтобы бог наблюдал за чадом. На первый, второй и третий дни рождения новые «глаза» крепятся на «руки» (4 палочки, исходящие из центра), чтобы показать, что бог все еще оберегает ребенка. К 3-летнему возрасту ребенок достигает определенной степени взросления.
Интересно, что Карл Густав Юнг (который первым принес на запад концепцию мандал) идентифицировал мандалу как архетипический символ человеческого совершенства - ныне она используется в психотерапии в качестве средства достижения полноты понимания собственного «я».
Поэтому неудивительно, что сейчас мандалы повсеместно задействуют в занятиях с детьми. Для интересующихся темой, к примеру:
http://deti-online.com/raskraski/razvivayuschie-raskraski/mandala/.
Мандала Юли:
Конечно, поговорили с детьми о том, что отличает мандалу от других рисунков. Вывели для себя, что мандалы:
- как правило круглые,
- разноцветные,
- включают в себя разные формы.
Тем более удивительным был для меня факт, что Андрей предпочел нарисовать две квадратные (!) мандалы. Вот что значит свое видение!
Еще удивила Анечка. В отличие от мандал всех остальных детишек, ее мандала была четкая по форме со строго очерченными границами цвета. Просто цветной круг Иттена!
Салават придумал мандалам практическое применение - они у него стали колесами у машины))
И я совершенно улетела от мандалы Сони! Как назвала ее Дарина - "королева мандал"!
Сама Дарина тоже проявила себя: ее мандала похожа больше на драгоценный камень!
Мандала Ульяны:
Мандала Фариза:
Мандала Иришки:
Мандала Вероники:
Мандала Алины:
Мандала Полины:
Как же я счастлива, что все это теперь живет со мной!
Спасибо вам, любимые детишки!