Рассказ моей мамы

May 04, 2015 18:13

Я хочу рассказать о своей семье и о тех далеких временах, когда «завтра была война».
Что запомнилось мне из военного детства: ночью объявляется воздушная тревога, нас с братом полусонных одевают, выводят на улицу и мы сидим в полной темноте перед домом на скамейке; ранним утром с бабушкой стоим в очереди за хлебом, и мне на ладошке пишут номер; дедушка требует полной тишины, когда по радио говорит Сталин и передают сводки с фронтов; бледно-розовый кисель на сахарине, которым угощали в «мамином госпитале»; чтение всей семьей вслух поэмы Твардовского «Василий Теркин», которую печатал «Рабочий край»; слезы бабушки, когда пришла похоронка на дочь Максимову Анфису Константиновну, скончавшуюся от ран 9 мая 1944 года (она ушла на фронт добровольцем после школы и была наводчицей в артполку); безутешное горе моей мамы, которая ждала, верила и писала, но ответ был всегда один - пропал без вести.
Мой отец Самохин Петр Степанович родился в большой крестьянской семье и жил до призыва в армию в Рязанской области. К началу воны был кадровым военным в танковых войсках.
Отца своего я не помню. В 1941 году мне было два года, а брату три месяца. Отец за 5 дней до начала войны простился с нами и ушел на позицию. Жили мы тогда в Литве в приграничном городе Алитус. Там дислоцировалась 5-ая танковая дивизия, в которой служил мой отец. На берегу Немана с 22 по 24 июня разыгралось кровопролитное танковое сражение. Описание событий этих дней мы нашли в интернете только в 2005 году в статье историка Д. Егорова «Светлой памяти танкистов, погибших в первые дни войны».
В книге памяти написано: «политрук Самохин Петр Степанович 1911 года рождения - комиссар школы 9-го танкового пока, 5-ой танковой дивизии пропал без вести в 1941 году".
Семьи военнослужащих из Алитуса эвакуировали. Мама рассказывала, как они прятались в лесу и вокруг уже была слышна стрельба. Сейчас трудно представить, как 24-летняя женщина с двумя малыми детьми добиралась с латвийской границы до Иванова к своим родителям. Они жили в частном доме в «Цепном переулке». Однажды бабушка выглянула в окно, и говорит деду: «Смотри, к нам какая-то цыганка идет». Котомка за плечами, рядом маленькая девочка и сверток с ребенком в руках - так тогда выглядела наша мама. Она пошла работать поваром в столовую госпиталя, который был рядом, на 6 Завокзальной улице (ныне ул. Носова) в школе № 50 (сейчас там школа № 43).
Мама, Мария Константиновна Самохина, была очень скромным человеком, великим тружеником и классным специалистом. Указом президиума Верховного Совета ей было присвоено звание «Заслуженный работник торговли РСФСР», Министерством торговли СССР - звание «Мастер - повар», у нее шесть медалей, о ней писали в газетах «Красный воин», «Рабочий край». В 2005 году мамы не стало.
В память о своих героических родителях в 2006 году я привезла землю с родины отца и поставила им общий памятник. На нем они вместе, как на той далекой фотографии 1939 года.






Мы очень благодарны своей маме. Мы с братом получили высшее образование, я закончила аспирантуру в Москве и 35 лет преподавала в Ивановской текстильной академии. Следующее поколение наши дети - также успешны. Мой сын окончил Ивановский государственный университет, дочь кандидат медицинских наук, племянница (дочь брата) - учитель в той же самой школе, где был «мамин госпиталь» и где учились мы с братом. Подрастает четвертое поколение - пять правнуков мамы. Постараемся вырастить их достойными людьми.

ПС: одна из газет В Иванове публикует истории семей участников войны. Рассказ именно для этой рубрики. Ничего не редактировала.

семья

Previous post Next post
Up