Leave a comment

salutx4 September 30 2020, 14:14:27 UTC
Очень глубокая тема о том что помимо наблюдаемого здесь и сейчас тела с высотой, шириной и глубиной, существует невидимое четвертое измерение - время.
"Философ Ален де Бенуа, определяя консерватизм, очень верно говорил, что «корни - это не то, что было когда-то, но то, что растет всегда», нечто живое."
В современном, модернистском, понимании времени, из которого и появляется идея прогресса, время линейно, и то что остаётся в прошлом, автоматически становится устаревшим, архаичным, а будущее напротив позитивно.
Очевидно, что прогресс, как процесс "улучшения" и накопления (знаний, материальных ценностей, могущества), приносит не только позитивные результаты. Одновременно идёт процесс накопления горя, страданий, и нищеты, а в материальном плане это могут быть неудачные конструкции, ошибки проектирования и тд.
То, что по-настоящему было, обязательно есть и сейчас, и будет завтра. Более того, то, что будет завтра, обязательно было вчера и есть сегодня, так как время не властно фундаментальными константами общества, человека, духа.
А то что считается движением вперёд (ради движения) - прогрессом, это временное, непостоянное, не имеющее своих корней в прошлом.
И, конечно, речь в первую очередь идёт про идеи и принципы, и только во вторую про материальные вещи, которые можно потрогать руками.

Reply

v_dushevin October 1 2020, 09:26:38 UTC
"Очень глубокая тема - время"

Тут был кусочек. Я когда-то ее изложил развернуто в контексте демографической проблемы. ( Четырехмерность личности, или О вечной жизни )
Там о том, что напрасно мы себя ощущаем индивидами здесь и сейчас. На самом деле есть бесконечная непрерывность бытия, где мы - лишь звено в нестоящем времени. И дети - это продолжение нашей линии жизни в будущее, наша жизнь вечная. А нет детей - тысячи лет трудов и чаяний наших предков коту под хвост... Как-то так.

"идея прогресса"

Да, у Вас идея времени немного по-другому звучит... Я у Бердяева об этом читал (до этого как-то не думал в таком ключе). В Анатомии социализма упомянул. Идея прогресса и Светлого будущего, фактически, обнуляет жизни предков, потому что мол она была темная, дремучая, никчемная. Да и текущую жизнь тоже обнуляет и презирает, потому что она тоже никчемная, дурацкая и примитивная по сравнению с неким абстрактным сияющим градом на холме. Идея прогресса уничтожает культ предков и вызывает ненависть и презрение даже к настоящему... Фактически, приносит в жертву настоящее ради несуществующего будущего.

Сам же я как-то идею Прогресса рассмотрел немного с другого конца. ( Идеологический разбор №3: Прогресс и Развитие )

Там о том, что Развитие - это распутывание, обратное от свить. Т.е. развитие - это анализ. Мы все глубже уходим в детали, и тем самым все дальше от Цельности. Мы вообще забыли, что есть некая гармоничная цельность. Врачи нас будут до посинения гонять по "специалистам", но мало кто посмотрит на здоровье как на вопрос гармоничной работы всего тела...

Прогресс вроде бы дарит нам знания, но мы накапливаем ошибку потери связи с гармонией жизни как цельностью. Мы перестали ее видеть как единое целое, в голове лишь винегрет отдельных знаний о частях, которые мы никак не можем состыковать. Некоторые примитивные народы и то лучше с этим справляются. Парадокс, но вполне закономерный.

Reply

salutx4 October 1 2020, 12:57:15 UTC
На самом деле, мои размышления о времени ещё не окончены. Но линейная модель, и вытекающий из нее концепт прогресса, это однозначно путь в никуда, или ещё хуже.
То о чем вы пишите, про преемственность поколений и ТД, созвучно моим мыслям и совпадает с моими религиозными воззрениями.
Идея прогресса и Светлого будущего, фактически, обнуляет жизни предков, потому что мол она была темная, дремучая, никчемная. Совершенно верно. Бесит отрицание своей истории, в любые времена было и хорошее и плохое. Было место для, так сказать, благородных порывов и для самых низких. И такое отрицание, ничем не лучше ура-патриотизма. Верно мыслить как : То хорошо, что хорошо для моей страны (в прошлом, сейчас, а значит и в будущем).

Т.е. развитие - это анализ. рефлексия, и тут я не вижу ничего плохого. Но если Мы все глубже уходим в детали, то это верный признак неверного направления (в анализе?). Верным будет идти от частного к общему, искать универсальные принципы.

мало кто посмотрит на здоровье как на вопрос гармоничной работы всего тела... Есть очень неплохая книга «Дзен и искусство ухода за мотоциклом» Роберт Персиг , там эта тема раскрыта полностью, с точки зрения технаря.
По ссылкам схожу, наслежу ;-)

Reply

v_dushevin October 2 2020, 08:47:14 UTC
"Бесит отрицание своей истории, в любые времена было и хорошее и плохое"

И отрицание, и шовинизм - это все проблема невежества. Люди не знают истории, а судят по каким-то пропагандистским штампам и мифам.

Я хочу, чтобы детей учили знать и понимать историю как свой личный опыт. Чтобы они понимали логику действий не с современной точки зрения, а именно с соответствующей исторической. Да и факты чтобы знали. И альтернативные версии этих фактов...

Я недавно объяснял дочери необходимость урока Истории. Представь, что есть народ, который веками дружил с народом-другом и воевал с народом-врагом. Это их история. А теперь представь, что в учебниках им написали, что они веками воевали с народом-другом, и они - враг, и что веками дружили с народом-врагом, и они - друзья. Что случится? Правильно, они начнут агрессивно и враждебно относиться к своим друзьям, а врагам начнут жопу лизать. Объективно ничего не поменялось, но люди начнут вести себя неадекватно, по-идиотски. Себе во вред, ведь враги, хоть сколько верь в их дружбу, так врагами и остались и ничего хорошего для тебя не хотят. Наоборот, радуются, ведь таким образом они ослабили и разбили своих врагов...

И это тоже власть=контроль над информацией.

Reply

salutx4 October 2 2020, 11:28:52 UTC
Первым результатом такого урока, как раз станет негативная оценка предков, вот и готов отрыв корней. А так же мнение о себе, как о наследнике "неудачников", потому надо каяться, а уважать ни себя ни предков не за что.
Как печально!

Reply

v_dushevin October 5 2020, 12:46:46 UTC
"Первым результатом такого урока, как раз станет негативная оценка предков, вот и готов отрыв корней"

Какого ТАКОГО урока?
Где учат знать и понимать историю как свой личный опыт?
Почему негативная оценка предков? Разумность действий в каждый конкретный момент - это разве плохо? Нужно ведь и весь контекст изучать: что было в это время у других и почему.

Я бы не сказал, что понимание истории даст негативную оценку предков.

Reply

salutx4 October 9 2020, 13:37:38 UTC
Имелся ввиду урок по переписанному учебнику (как негативный пример), конечно. Надо мне было чётче указать.
Изучение истории, особенно, как непрерывного процесса, непосредственно влияющего на настоящее может быть только полезно.
Я не оспариваю ваш вывод :-)

Reply

v_dushevin October 9 2020, 13:47:46 UTC
"Имелся ввиду урок по переписанному учебнику (как негативный пример), конечно. Надо мне было чётче указать"

А я все силился понять...

Даже начали приходить в выводу, что Вы бы предпочли героизацию прошлого (в ущерб голой правде, которая обычно серая). Чтобы использовать примеры для стимулирования молодежи на подвиги. Тоже, кстати, вариант, везде и всегда раньше именно так и делали.

Хотя, как мне кажется, в наше время сверхинформированности заняться героизацией прошлого - пустая трата времени. Дети все равно правду нароют и потеряют уважение к истории как школьному предмету и наставникам заодно...

Reply

Рад что недоразумение успешно разрешилось salutx4 October 9 2020, 14:45:37 UTC
Именно героизация прошлого, на мой взгляд однозначно плохо. Но с другой стороны всегда есть акценты и недоговорки. Тоньше надо действовать...
А вот со сверхинформированностью, ИМХО, немного не так. Раскапывать правду возьмутся не многие, а те кто возьмутся за это в своем большинстве разочаруются в объективности истории как науки вообще (слишком много информационного мусора и заведомой лжи). Ну а большинство вообще не станет нигде копаться и довольствуется лентой новостей. Это, конечно, удручает...
Хотя возможно что некий период нигилизма это естествено не только для истории, но и для этапов взросления человека?

Reply


Leave a comment

Up