Идеология №1: Мировоззрение и Социализация

Sep 02, 2019 16:43



Вера - это аксиоматическое, не требующее доказательств знание об образах, мыслях и представлениях. Поскольку любое знание строится на неких аксиомах, а понимание неких мыслей и представлений само по себе и является этими мыслями и представлениям, то можно с определенной долей уверенности утверждать, что вера и идеология, и уж тем более религия и идеология в узком понимании слова - это одно и то же. Все рассуждения христианина отталкиваются от веры в Бога, добро и зло; мысли коммуниста всегда опираются на веру в трудовую теорию стоимости, классовую борьбу, солидарность и прогресс; идеологи рыночного либерализма и демократии как заведенные безапелляционно ссылаются на свободу, невидимую руку рынка, сдержки и противовесы. Все основано на вере, но иногда мы называем это идеологией.

А разве мы сами не разложили основы христианства до уровня цельного знания об идеях ( здесь и здесь)? Так что можно даже сказать, что идеология - это наукообразный эвфемизм для веры. А в общем глобальном понимании вера и идеология - это наша программа.

Разберемся в ее работе. Пробежимся взглядом по сторонам - очертим глазами полукруг слева направо. На самом деле взгляд скользит не плавно, а как бы перескакивает с одной точки на другую. Это только кажется, что мы всё видим. На самом деле мы на всё СМОТРИМ, но ВИДИМ только те точки, на которых замирает на мгновение наш взгляд. В знакомых местах мы этого не замечаем, но в новой обстановке человек начинает озираться, т.е. подолгу фиксировать свой взгляд на множестве предметов, чтобы точно воспринять их образ. Сходу охватить взглядом всё в точности вряд ли кто способен.

"Сознание не может отражать весь бесконечный непрерывный внешний мир, поскольку объем сознания ограничен. Поэтому сознание фокусируется на его наиболее важных участках, <…> словно привязывается к некоторым определенным точкам материи, цепляется за них. Для таких наиболее важных точек сознание создает и запоминает отдельные отражения, образы. Процесс мышления - это процесс «хождения» по этим отражениям и создания новых. Мы будем называть точки, в которых сознание привязывается к материи, к внешнему миру, ТОЧКАМИ ПРИВЯЗКИ. <…> Точками привязки могут быть любые образы, запечатленные в конкретном сознании - картинки, звуки, запахи, вкусовые и иные ощущения, слова, символы, абстрактные понятия. <…> Образно можно представить себе сознание человека как маленькую вселенную, маленький звездный мир. Каждая звезда - это точка привязки. Каждая звезда - отражение в сознании какого-то предмета или понятия в жизни. <…> Подобно тому, как человек ходит по земле, в его сознании невидимый дух летает среди точек привязки (звезд), останавливаясь то в одних, то в других группах точек привязки. Дух зажигает новые точки (создает новые отражения) или меняет существующие. Те точки, которые дух долго не посещает, постепенно тускнеют или вообще гаснут. <…> Каждая точка привязки в сознании человека имеет некий условный ЗАРЯД, наподобие электрического. Этот заряд показывает ВАЖНОСТЬ точки, относительный приоритет этой точки над остальными. Чем выше заряд, тем важнее эта точка для человека. Заряды могут быть как ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМИ, так и НЕГАТИВНЫМИ. Положительные связаны с удовольствиями и радостью, негативные - с проблемами, болью, страхом и так далее. Человек обычно пытается избавиться от негативных точек и увеличить количество положительных. Большинство точек нейтральны и существуют просто как фон. Например, цветок на окне (+5), личный автомобиль (+1000), образование (+2500); наводнение ( 1000), кашель соседа ( 20), муха на стенке ( 5). <…> Поскольку любая точка существует не сама по себе, а в связях с другими точками, то на изменение заряда точки напрямую влияют точки, СВЯЗАННЫЕ с ней. Например, если в определенном месте у человека произойдет радостное событие, то и все это место будет заряжено положительно. Для некоторых точек заряд напрямую зависит от СОСТОЯНИЯ точки привязки. Для таких точек существуют параметры, которые должны находиться в определенных рамках. Чем выше заряд точки привязки, тем важнее для человека, чтобы параметр соответствовал ИДЕАЛЬНОМУ значению, иначе заряд будет меняться на обратный. Например, рубашка чистая (+5), грязная ( 5); модное платье (+100), это же платье, вышедшее из моды ( 100)". (Д. Неведимов "Религия денег")

Точка привязки - это отдельный модуль нашей программы.

Немного повторимся. Мы уже говорили, что все наши мысли и поступки обусловлены нашим мировоззрением. Наше взаимодействие с внешним миром строится на восприятии какой-то информации и соответственном на нее реагировании. Разбираясь с какой-то проблемой, мы перебираем в уме разные варианты, основываясь на наших понятиях о "хорошо" и "плохо" (базовые принципы) и моделировании последствий на основе своего или усвоенного чужого опыта. Соответственно, если кто-то поделится с нами новыми идеями и опытом, мы сможем провести более качественное моделирование "по вновь открывшимся обстоятельствам". То есть новую информацию мы анализируем, опираясь на уже усвоенные данные. А после такой умственной работы приступаем к действиям. Наше взросление, кстати, и есть собирание идей и опыта, что выражается в более глубоком понимании действительности и лучшем анализе собственных поступков и их возможных последствий. Весь процесс очень напоминает функционирование компьютерной программы, которую можно "апгрейдить".

Наша программа-идеология загружается в нас с рождения в процессе социализации: дома, в детском саду, школе, институте. Нам рассказывают одинаковые сказки, истории и мифы, мы лепим одинаковые фигурки и рисуем по заданным темам. В процессе учебы формируют наше мировоззрение, причем где-то лет до 10 мы информацию воспринимаем только пассивно. Из нас не вырастают клоны только потому, что в семье у всех опыт и даже базовые принципы могут быть очень разными, и там одинаковая программа получает "кастомизацию". Если совсем исключить из процесса семью, можно при грамотном подходе сформировать абсолютно унифицированных людей.

Но вот подростки сами начинают что-то читать, искать и изучать вне единообразного учебного процесса, и таким образом становятся личностями - теперь они сами начинают влиять на собственное мировоззрение. Конечно, очень многое зависит от окружения, ведь мы способны прочитать только те книги, о существовании которых сможем узнать. И вот тут самое интересное - мы можем сами изменять и формировать свою программу-мировоззрение только настолько, насколько нам это позволяет окружающий нас ИНФОРМАЦИОННЫЙ ФОН. Почему мы прочитали ту или иную книгу или посмотрели тот или иной фильм? Да потому, что наш друг или близкий человек ее читает или читал, или нам посоветовали ее прочесть в магазине, рассказали о ней в институте, мы узнали о ней из другой книги или из Интернета. А если ничего из вышеперечисленного не случилось? Да мы даже о существовании книги или фильма не узнаем! Таким образом, даже обладая свободой воли в выборе источников информации, мы зависим от того, кто КОНТРОЛИРУЕТ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ФОН.

И это не просто зависимость. Любая информация оседает у нас в голове и превращается в точку привязки, так как мы пока еще не научились забывать что-либо по собственному желанию. И каждая точка привязки, являясь модулем нашей программы, начинает принимать участие в процессе анализа нами новой информации. То есть информационный фон способен изменить нас самих, причем мы этого даже не заметим!

И все еще серьезнее, чем кажется. Наше "я" - это наше мировоззрение, наша вера и опыт. Если все наши мысли и поступки обусловлены нашей программой-идеологией, то эта программа и есть наше "я"! И тот, кто может контролировать окружающий нас информационный фон, способен оказывать влияние на нашу программу, и таким образом получает возможность формировать нашу личность!

Мы все это проходили. Ну вспомните, неужели вам ни разу в жизни не было за что-то стыдно? Или жалеете о каком-то поступке? Или думаете примерно следующее: каким я тогда был дураком! Особенно про молодость. Такое чувство, что тогда это были вообще не вы. А это действительно были не вы - с тех пор вы узнали что-то новое, обрели опыт, набрались идей и расширили свое представление о возможных вариантах действий. Вы совершенно по-другому смотрите на мир, вы теперь - другая личность. И только из-за того, что с опытом расширились возможности вашей программы. Она изменилась, и изменилось ваше "я".

А ведь такой эффект можно вызвать искусственно. Ведь вся информация, которую мы получаем, приходит извне.

Мы даже можем проследить момент такой перемены. Обычно в это мгновение происходит эмоциональный всплеск. На новую информацию мы реагируем: "А я-то думал! А я верил! А оно вон как…", или "Ну ничего себе! Никогда об этом не думал!", или "Понятно. Надо будет учесть". Значит, что в этот миг где-то внутри нас изменились точки привязки или их заряды. Теперь мы на мир будем смотреть по-другому, исходя из вновь полученной информации. Мы стали другими. Причем перемены могут быть настолько радикальными, что человек будто бы заново родился…

Вспомним фильм "Последний самурай". Герой Тома Круза был лихим кавалеристом и героем войны по истреблению североамериканских индейцев. Потом он нанимается в Японию тренировать армию для войны по истреблению непокорных самураев. Попадает в плен к последним… и через год уже яростно сражается на их стороне против бывших нанимателей… Год жизни с самураями изменил его личность настолько, что его мысли и поступки развернулись на 180 градусов. Программа была переустановлена.

Этот процесс можно сравнить с записью на магнитную ленту. Вот была лента с записью, жила себе спокойно. Но неожиданно кто-то запускает события/протяжку, а головка магнитофона обеспечивает магнитное/информационное поле. Все, на пленке частички переориентированы, кассета играет по-новому. Притом, что кассета и лента с виду одни и те же…

Как можно "убрать" личность? Ну, можно банально убить человека. А ведь на самом деле можно просто эту личность "переписать". Был одним, стал другим. Переписали программу - и готово дело. В религии это называется обращение. В идеологии это именуется встать на ее позиции. Можно устроить геноцид народа, а можно просто стереть личности и память народа.

Ведь что такое наша память? Это информация в нашей голове. Говорят, что близнецы порой не могут точно сказать, произошло ли некое событие в детстве с ним лично или же с братом или сестрой. Ветераны тоже часто принимают за собственные воспоминания информацию, которую они услышали от других. Со временем всё в голове путается. Обратим внимание, что это мы пока говорим о личных воспоминаниях, т.е. где мы сами были участниками событий. А что же такое историческая память народа?

А это информация, о которой мы узнали извне. И ПОВЕРИЛИ, что примерно вот так было на самом деле. Это именно вера, ведь точно мы ничего сказать не можем: нас там не было. Получается, что история народа - это та версия событий, с которой все согласны, а не та, которая имела место быть на самом деле. Откуда мы узнали про Куликовскую битву? А так в учебнике написано, и вообще, ОБ ЭТОМ ЖЕ ВСЕ ЗНАЮТ! Между прочим, эти "все" тоже узнали о ней из учебника (художественной книги, фильма). А не было бы в учебнике написано про Куликовскую битву, никто бы о ней и не узнал. Ее как бы вообще не было! В этом вся прелесть гуманитарного знания - тут вообще нет объективности. Можно ведь взять учебник и написать там всё, что угодно. Еще фильм снять, чтобы каждый через переживания за героев получил эмоциональный заряд, "как будто сам при этом присутствовал". Через некоторое время это будут "знать" все. А если это знают все, и в книгах об этом написано, и фильмы об этом сняты, то так оно и было на самом деле! В этом и есть смысл знаменитого Оруэлловского "Кто контролирует настоящее, контролирует прошлое". Творческие натуры умеют это подметить и без всякой софистики. Помните, у В. Цоя слова: "Наше будущее - туман. В нашем прошлом то ад, то рай".

Но ведь такой исторический опыт для каждой личности является одним из фундаментов мировоззрения! А меняется он всего лишь сменой главы в книге. Всё можно переписать через контроль за окружающим нас информационным полем.

Думаете, археология и изучение летописей не допустят такого надругательства? Еще как допустят. Археология вообще неточная наука - там датировки могут гулять очень произвольно, и факты можно интерпретировать хоть так, хоть эдак. Летописи - отдельная тема. Вообще очень редко бывает, чтобы до наших дней дошел рассказ современников. Чаще всего в летописи 13 в. говорится о веке 12м или 11м. С нашей точки зрения почти одно и то же, но ведь это все равно как сейчас написать умную книгу о Крымской войне середины 19 в., чтобы через 500 лет ее воспринимали как свидетельства очевидцев. А еще политику и контроль над информационным полем придумали не сегодня. Архивы и записи фальсифицировали со страшной силой, и многим (если не всем) древним летописям грош цена. Эта каша прекрасно известна русским людям по историческим произведениям Фоменко и Бушкова.

На худой конец, если уж очень серьезно подходить к вопросу, можно все артефакты и летописи уничтожить. Тогда следующему поколению останется только верить написанным нами книгам.

Итак, что же у нас получается?

Наше "я" - это наше мировоззрение, вера и идеология. Оно формируется внешним информационным фоном в процессе нашей социализации, и даже в зрелые годы сохраняется контроль над нашей программой путем ограничения нам доступа к "вредной" информации и назойливого предложения ознакомиться с информацией "полезной". Все базовые принципы нашего мировоззрения мы получаем с рождения извне, от родителей и учителей, весь наш опыт делится на довольно скромный "личный" и безграничный "чужой", почерпнутый всё из того же внешнего информационного поля. Изменение нашего "я" идет постоянно, с годами мы меняемся, но эти изменения могут служить как для нашей пользы, когда мы совершенствуемся, либо нам во вред, когда мы деградируем. И зависит это от окружающего нас информационного фона. И точно так же от него зависит целый народ.

Основы, Идеология

Previous post Next post
Up