Основы №8: Христианство

Jul 02, 2019 08:50



Сегодня хочу немного раскрыть тезис, поднятый в прошлом посте Религия добра.

В Христа не нужно верить, его нужно понять. Вера есть просто аксиоматическое знание. Если мы один раз поняли, как Христос пришел к таким выводам, мы останемся верующим даже тогда, когда забудем всю логику размышлений…

Чтобы ознакомиться с учением, достаточно прочитать Нагорную проповедь из Нового завета и ПОНЯТЬ, что скрывается за аллегорическими формулировками. Трудно сказать, почему это было изложено в такой форме… Давно это было, да и попробуйте все это изложить как-то иначе…

Итак, БЛАЖЕННЫ НИЩИЕ ДУХОМ. Это всего-навсего призыв поумерить гордыню и почаще задумываться над собственным несовершенством. Когда я занимался спортом, тренер ни разу после выигранного матча нас не похвалил. Нет, всегда он врывался к нам в раздевалку и перемывал каждого за все допущенные во время игры ошибки. А как еще прикажете развиваться и совершенствоваться?! Если сказать себе: я крут, я совершенство, я профессионал, я бесподобен, то откуда же возьмется стимул двигаться дальше, раз я и так уже совершенен? Если мы уже считаем себя мудрыми, добрыми и прекрасными людьми, то тут что-то не так: мы застыли на достигнутом уровне развития. Это как если бы 13-летний подросток вдруг сказал: все, я умею читать и писать и уже столько всего знаю, что куда там… У взрослого человека это только улыбку вызовет.

БЛАЖЕННЫ ПЛАЧУЩИЕ, ИБО ОНИ УТЕШАТСЯ. Разумеется, тут речь идет не о тех индивидуумах, которые рыдают, что у соседской Любки шуба новая, а у меня неееетуууу!!! Утешаться те, кто плачет от вида человеческой несправедливости, подлости, корысти, глупости. Кто плачет от вида человеческих страданий. От собственной слабости и неспособности противиться греху и злу.

БЛАЖЕННЫ КРОТКИЕ. "Более всего мы ищем в мире спокойствия душевного, но не имеем его, потому что это спокойствие есть плод кротости и незлобия".

БЛАЖЕННЫ АЛЧУЩИЕ И ЖАЖДУЩИЕ ПРАВДЫ, ИБО ОНИ НАСЫТЯТСЯ. Мы не понимаем, как такое безумие может твориться вокруг? А все потому, что поработать над собой у нас теперь значит пойти к косметологу и в спортзал, а не посидеть с умной ДОБРОЙ книгой. Все зло и все добро можно понять. Если мы ищем это знание, рано или поздно непонятное и неизвестное станет для нас очевидным, и мы обретем понимание и успокоение.

БЛАЖЕННЫ МИЛОСТИВЫЕ, ИБО ОНИ ПОМИЛОВАНЫ БУДУТ. "Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними".

БЛАЖЕННЫ ЧИСТЫЕ СЕРДЦЕМ, ИБО ОНИ БОГА УЗРЯТ. "Извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство" (Мк. 7:21, 22). Ну, что тут скажешь - мы это, вроде, подробно разобрали. Наша природа тянет нас во зло, но разумом мы способны достичь добра. Если строго сдерживать свою животную сущность и стремиться к чистоте и благородству помыслов, то рано или поздно мы поймем, узрим Бога как идеал Добра.

БЛАЖЕННЫ МИРОТВОРЦЫ, ИБО ОНИ БУДУТ НАРЕЧЕНЫ СЫНАМИ БОЖИИМИ. Добро есть принцип организации коллектива, и первейший принцип - не допускать и гасить конфликты. В первую очередь умиротворить собственные страсти. Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи.

БЛАЖЕННЫ ИЗГНАННЫЕ ЗА ПРАВДУ. "Блаженны те, которые гонимы за веру и благочестие, за добрые дела свои, за постоянство и непоколебимость в вере. Но отчего мир гонит истинную веру, благочестие, правду, которые столь благотворны для людей, ибо вносят в человеческое общество единство, взаимную любовь, добрые нравы, мир, тишину, порядок? Оттого, что мир во зле лежит и люди «возлюбили злобу паче благостыни» (Пс. 51, 5)".
Тут опять все просто и мы об этом уже говорили. Для природной злобы любой добрый поступок есть зло. А блаженны те, кто гоним, поскольку они находят в себе силы ради добра противиться своей природе и тупым страстям окружающих. Только железная воля и вера в добро могут дать силы стерпеть гонения, хулу, несправедливость и непонимание и таким образом сберечь и донести хоть до кого-то понимание жизни.

БЛАЖЕННЫ ВЫ, КОГДА БУДУТ ПОНОСИТЬ ВАС И ГНАТЬ И ВСЯЧЕСКИ НЕПРАВЕДНО ЗЛОСЛОВИТЬ ЗА МЕНЯ. РАДУЙТЕСЬ И ВЕСЕЛИТЕСЬ, ИБО ВЕЛИКА ВАША НАГРАДА НА НЕБЕСАХ: ТАК ГНАЛИ И ПРОРОКОВ, БЫВШИХ ПРЕЖДЕ ВАС. Тут, наверное, и объяснять уже ничего не нужно…

ВЫ - СОЛЬ ЗЕМЛИ. Если исчезнут люди, понимающие добро, то человеческое общество превратится в хаос, а за этим последует гибель культуры и цивилизации. Такое общество, как и земля без соли, будет уже ни на что не годно и не сможет ничего родить.

ВЫ - СВЕТ МИРА. Люди, живущие по принципам любви и добра, становятся примером и центром притяжения для других людей, которые ведь тоже в глубине души стремятся к теплу и уюту, даруемыми человеческой заботой и вниманием.

НЕ НАРУШИТЬ ПРИШЕЛ Я, НО ИСПОЛНИТЬ. Иисуса обвиняли в том, что он формально нарушает определенные религиозные правила и законы. Но у каждого правила есть дух и есть буква. Сухой формализм превращается в лицемерие. Только гибкое понимание сути, которое выражает правило, может способствовать исполнению этой сути, даже в нарушение некоторых формальностей.
Каждое правило - это регулирование определенного процесса и явления. Для простоты правила облекаются в закон. Если вы не понимаете его, следуйте ему беспрекословно. Но если есть понимание, почему и зачем был он принят, тогда можно уже более гибко подходить к вопросу о том, каким образом достичь цели, преследуемой законом. Ведь язык не совершенен, и возможно, для достижения духа закона придется формально где-то отступить от буквы. Закон - лишь каркас для живого духа некоего правила. Формализм может привести к лицемерию и действиям, в корне противным первоначальному замыслу и духу правила.
Христос действительно не следовал букве, так как понимал суть добра и шел к нему напрямик.
Чтобы было понятнее, представим современную судебную систему в России и США. Все законы преследуют какую-то благую цель. И поглядим, что юристы вытворяют с этой благой целью, размахивая пухлыми томами с буквами. Воистину, адвокаты дьявола.

НЕЛЬЗЯ ГНЕВАТЬСЯ. Смирим свои страсти, поймем поступки других людей и простим им их несовершенство. Помиримся со всеми, с кем в ссоре. Не будем ждать суда. Вдумаемся - обращение в суд есть величайший позор! Это ведь всем демонстрирует, что тяжущиеся обманывают, воруют, не держат слово и не могут договориться миром!

НЕЛЬЗЯ ПРЕЛЮБОДЕЙСТВОВАТЬ В СЕРДЦЕ СВОЕМ. "Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем".
Женщины своей красотой, веселостью и заботой составляют основу жизни общества и обеспечивают его преемственность в будущем. Ну так посмотрим на привлекательных женщин с любовью, а не как на объект животного влечения (оно от нас никуда не денется и очень даже пригодится). Кто женщину хочет - уже перешел частично на сторону зла, ибо не может совладать со своей животной натурой. Если такое происходит, отойдите и подумайте над своими чувствами. Либо это просто похоть, и больше к этому не возвращайтесь даже в мыслях, либо вы действительно привлечены не только душевной красотой, но и внешней. Это прекрасно, и еще лучше, если ваше влечение взаимно и вы сможете создать прекрасную семью.

НЕЛЬЗЯ РАЗВОДИТЬСЯ. "А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует".

НЕ КЛЯНИСЬ ВОВСЕ. "Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого". Надо следить за тем, что говорится. Мы так привыкли в разговорах обещать, заверять и клясться по любому поводу, а потом несерьезно к этому относиться и не держать слово, потому что оно для нас ничего не значит, что словам уже никто не верит. А ведь мы даже думаем словами и образами, и если наши слова ничего не значат, то и в мыслях мы уже необязательны. Не надо клятв, вообще поменьше надо говорить. Пусть наше "да" будет нерушимым обещанием, а "нет" - категорическим отказом. Не надо бояться отказать, прикрываясь обманчивым согласием - это много хуже, нежели прямое и честное нет. Тогда слова и обещания вновь обретут силу. А все многословие и клятвы - от лукавого.

ПРОСЯЩЕМУ У ТЕБЯ ДАЙ. "Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся". Обычно просят и занимают люди в нужде, и негоже от них отворачиваться. А невозвращенный долг - не такая уж и большая цена за то, чтобы увидеть истинное лицо человека. "Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду". Всеми силами надо гасить конфликты. Смирим гордыню, отступим, особенно когда конфликт касается барахла. Все равно на тот свет с собой не унесешь.

ЛЮБИТЬ НУЖНО ВСЕХ, ВКЛЮЧАЯ ВРАГОВ. Только так можно остановить зло. Только этот принцип может лежать в мирном сосуществовании. "Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?" Этот принцип - квинтэссенция всего учения. Это чисто животное: любить свою стаю и ненавидеть чужую. Люди же могут понять мотивы и поступки других и постараться разрешить конфликт.

И в заключение сказано: "ИТАК, БУДЬТЕ СОВЕРШЕННЫ, КАК СОВЕРШЕНЕН ОТЕЦ ВАШ НЕБЕСНЫЙ".

В Новом завете есть еще масса полезных советов и мудрых притч, но с сутью христианства мы уже ознакомились. Остается только еще раз подчеркнуть: изложенные здесь принципы есть абсолютные и незыблемые правила человеческого общежития. Они не могут меняться, т.к. отражают базовый гуманитарный принцип организации общества: человек человеку брат. Тут не может быть никаких "но", не может быть никакого "прогресса", не может быть никаких "полезных нововведений". Может быть лишь движение к добру в соответствии с Учением, и отклонение от него и скатывание во зло. Все, никакой относительности, никакой толерантности. Мы ведь помним, что именно толерантность есть враг любви, а вовсе не ненависть.

Основы, Религия

Previous post Next post
Up