22 июня (Часть 1)

Apr 29, 2019 16:35



Если, прочитав заглавие, вы сразу поняли, что речь пойдет вовсе не о летнем солнцестоянии, то тест на русскую идентичность вами успешно пройден. Действительно, говорить будем не об астрономии, а об истории.

О той истории, которую вспоминать мы не любим. Которая обросла невероятным слоем мифов, домыслов и фальсификаций.

О начале Великой Отечественной войны.

Официально Германия напала беспричинно, руководствуясь лишь своими агрессивными желаниями. СССР удара не ожидал, к войне готов был плохо: морально устаревшая техника, неопытные командиры, ошибка политического руководства при разгадке намерений противника. Поэтому такой разгром.

Но почему удара не ожидали? Почему были плохо готовы? Чего на самом деле хотели немцы?

Хочется осмотреться в той эпохе и представить себе ситуацию более рельефно.


ИСТОРИКО-ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЕ ВСТУПЛЕНИЕ

И начнем с глобальных проблем, или, как презрительно порой ругают Сталина, будем следить за войной по глобусу.

Вообще, кто что тогда хотел и планировал?

Но для начала подумаем, а кто был игроком за великой шахматной доской 1930х?

Не вдаваясь в подробности, сразу вычеркнем из списка самостоятельных акторов Италию и Францию. Первая очень быстро оказалась в фарватере Германии, вторая - Англии. То же самое можно сказать и про прочих сателлитов Третьего Рейха: Румынию, Болгарию, Финляндию, Испанию и т.д.

СССР очевиднейшим образом в список игроков попадает. А вот Англия, по сути, оказывается в тени США. Поэтому, говоря о Западе или Америке, станем подразумевать всех западных союзников скопом.

А начнем историю несколько издалека. С Революции 1917 года в России.

Большевикам откровенно подыгрывали. Что немцы, что западные спецслужбы. Бронштейн-Троцкий, будущий руководитель Красной Армии, так вообще прибыл в Россию из США с американским паспортом в кармане. Социалистов укрывали в Англии, финансировали через американские банки, поставляли оружие. Задействовали все связи после Февральской революции.

Почему и зачем?

Например, почему большевикам помогали немцы. Тут ответ очевиден: большевики прямо выступали против войны и требовали из нее выйти. Для немцев переход власти в России к красным потенциально означал ослабление или даже исчезновение всего Восточного фронта. Надежды, кстати, полностью оправдавшиеся.

А для чего большевики Англии (Америке)? Чтобы вывести Россию из войны на финальном победном этапе и не дать ей получить стратегическое преимущество при послевоенном разделе. Не дать России контроль над проливами и выход в теплые моря. Это чистейшая англосаксонская геополитика.

Расчет был на резкое ослабление страны во время красного террора, после чего сами же русские развесят фанатиков-большевиков на столбах. Россия ослабнет, "проиграет" войну, а потом сама вернется в "нормальное" состояние.

Такой "красный" сценарий вполне сносно сработал в 1918 г. против Германии: там тоже вспыхнула революция, фронт развалился, Рейх покатился назад и капитулировал, ветераны вернулись с фронта и быстро провели контрреволюцию.

А вот в России что-то пошло не так. Большевики удержались. И на Востоке стала разрастаться агрессивная, динамичная и высокозамотивированная сила. Шансы на управление которой в своих интересах были окончательно утрачены после высылки и убийства Бронштейна-Троцкого.

И вот в 1920е образовалась проблема - СССР. И даже было непонятно, что страшнее: геополитическая позиция и интересы СССР, или же его политико-идеологическое влияние, пресловутая советская Тень. Коминтерн заработал с такой силой, что всем стало не до шуток.

Самим лезть в эту заваруху совсем не хотелось. Того и гляди, западные солдаты наберутся в Союзе красной заразы, как в свое время французы в Крыму: потом поди расхлебывай. Да и трудно вменяемо объяснить своим воякам, выходцам из рабочих и крестьян, зачем так срочно понадобилось уничтожать "социалистическое государство рабочих и крестьян".

Нашелся изящный выход. В центре Европы лежит истерзанная Германия, мечтающая о порядке, достатке, стабильности и реванше за проигрыш. И, что самое приятное, вину за поражение возлагающая на красных. И там есть даже сила, которая видит решение проблем в новом Крестовом Походе на Восток.

Начинаются "чудеса". В 1933 г. Гинденбург "вдруг" соглашается назначить канцлером Гитлера, которого, разумеется, презирал. Ну а как еще прусский кайзеровский аристократ, генерал-фельдмаршал, ветеран Мировой войны, может относиться к австрийскому голодранцу-ефрейтору, популисту и социалисту?! Тут и классовая, и идеологическая, и личная, и национальная неприязнь: немцы с австрийцами в то время - это почти как русские с западными украинцами сейчас… Ведь Рейх был создан путем последовательного разгрома Австрии, выступавшей против объединения разрозненных германских государств.

В 1935 г. Гитлер сбрасывает с себя Версальские ограничения по 100-тысячному Рейхсверу, и начинает создавать Вермахт, Кригсмарине и Люфтваффе. И забирает по плебисциту Саар. Запад это проглатывает безропотно. Начинается "умиротворение".

Что, конечно, не может не поражать стороннего наблюдателя. Например, Сталина. На 1934 год Веймарская Германия представляет собой жалкое зрелище. Армия 100 тыс. человек, почти без флота, почти без авиации, совсем без танков (они прямо запрещены Версалем). Экономика разрушена после войны, придавлена репарациями и Великой Депрессией. Рейнская зона, фактически, выведена из-под юрисдикции Берлина, Саар вообще вне суверенитета Германии, да еще и оккупирован французскими войсками. Восточная Пруссия отрезана возрожденной Польшей, Данциг (Гданьск) стал "вольным городом" и тоже оказался вне Германии. И на этом фоне Запад (у которого только во Франции готовая миллионная армия за линией Мажино) "пугается Гитлера" и начинает заниматься "умиротворением"…

В 1936 г. Гитлер захватывает Рейнскую Демилитаризованную зону. Реакция Запада как обычно нулевая.

1938 г. - аншлюс Австрии, Мюнхенский сговор и оккупация Судет, а потом и всей Чехословакии. А Судеты, на секундочку, это мощнейшая система укреплений в горах и сильнейшая военная промышленность на заводах Шкода. Чешские танки потом массово войдут в СССР в составе тех самых 3 тыс. "новейших" танков Гитлера. Без шуток: "Чешские танки в составе немецких танковых подразделений участвовали в польской и французских кампаниях. На 1 июня 1941 года в наличии насчитывалось 779 Pz.Kpfw.38(t). Вместе со 198 трофейными LT-35 (Pz.Kpfw.35(t)) они составляли 17% танкового парка вермахта. На 22 июня 1941 года в танковых дивизиях вермахта, направленных в СССР, насчитывалось 660 единиц Pz.Kpfw.38(t), что составляло примерно 19%(!!!) от общего числа танков, участвовавших в нападении на СССР".

И всё это сопровождается отсрочками по репарациям, льготными кредитами, поставками новейшего оборудования. Вот такое "умиротворение" - Запад глотает всё.

Антикоминтерновский и Стальной пакты объединяют Германию, Японию, Италию и Венгрию против СССР.

Что же Страна Советов?

Сталин всё быстро понял. Попытки оказать политическое сопротивление агрессии Германии намертво блокировались западными дипломатами. Начинается тотальная индустриализация, коллективизация и мобилизация СССР. В 1937 срочно зачищаются остатки троцкистской пятой колонны.

Но в 1939 картина резко меняется.

Гитлер прекрасно понимает, кто у него за спиной и куда его толкают. Возрождение Германии - это смысл жизни самого Гитлера. Тут его цели совпадают с англосаксонскими. Но вот нападение на СССР? Германия еще слаба, Россия огромна. Допустим, Вермахт разгромит Красную Армию, но вряд ли просто, и уж точно застрянет на необъятных просторах Евразии. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что последует за этим. "Вдруг" Запад "раскроет глаза и увидит" нарушения Версаля, нетолерантную риторику, агрессию нацистов, концлагеря и попрание прав человека. Преступления, преступления, преступления. Как может с этим мириться "свободный мир"?! Никак! Надо спасать Германию, Европу и Россию. Гитлеру тут же ударят в тыл из Франции, легко захватят саму Германию, а потом и Восточную Европу с Россией. Фюрера, ясное дело, повесят, Сталина тоже. Глобализация должна была наступить еще в 1939 году.

"Нет, так дело не пойдет", - скорее всего подумал Адольф. И отправил Риббентропа к Сталину. А Иосифу Виссарионовичу тоже позарез нужно было выиграть время, потому что страна еще не готова к большой заварухе. Договор о ненападении между СССР и Германией 1939 года подписан.

Вот на этом моменте остановимся подробнее. Собственно, чего хотел Гитлер? Объединить Германию (устранив Польский коридор). Бросить вызов Западу с целью заставить признать в нем равную силу, обрести самостоятельность и заодно избежать негативного для себя сценария "Германия порабощает Европу и СССР - Запад всех освобождает". И для этого заключает чисто тактический и временный союз с СССР.

Чего хотел Сталин? Избежать того же негативного сценария. Плюс воспользоваться амбициями Гитлера и помочь ему сломить враждебные СССР буржуазные армии Франции и Англии. Присоединить, или, в терминах Коминтерна, освободить, Западные Украину и Белоруссию, а также Прибалтику. Выиграть время на завершение перевооружения и развертывание Большой Красной Армии, о чем речь пойдет чуть ниже.

А пока немая сцена. Запад в шоке. Это не просто облом - это эпик фейл. Визг поднялся просто планетарного масштаба (эхом отдается даже сейчас, 80 лет спустя). Германия вторглась в Польшу, Западу пришлось объявить Гитлеру войну. Но воевать не спешили, началась "странная", или "сидячая", война. Чтобы облегчить напряжение на западном направлении, в 1940 г. Гитлер захватил Францию, Бенилюкс, Данию и Норвегию: Данию для прямого выхода к поставкам железной руды из Швеции, Норвегию для контроля морских коммуникаций.

Союзница Германии по Антикоминтерновскому пакту, Япония, на таком фоне решила для себя за лучшее заключить с СССР Договор о нейтралитете в апреле 1941 года.

Вот, собственно, теперь мы примерно представляем расстановку сил перед 22 июня.

В следующий раз посмотрим на ситуацию глазами всех участников.

История, СССР

Previous post Next post
Up