Экономика по-простому №10: Грабеж торговлей и ВТО

Aug 27, 2018 11:12



Мы поговорили о финансовых рынках, а теперь перейдем к другому способу решения финансовых проблем - колониям.

Если денежная масса постоянно растет, опережая увеличение создания реальных продуктов в экономике, а инфляция нам не нужна, то необходимо где-то взять дополнительные продукты. Наиболее очевидное решение - можно награбить в колониях. Награбить, привезти к себе и запустить в свою экономику. Тогда растущая денежная масса будет обеспечена товарами. Не будет инфляции, население станет богатеть.

Помимо обычного насильственного изъятия существуют и более "цивилизованные" методы - т.н. "грабеж торговлей". Большинство из нас знают его под вывеской меркантилизма: метрополия должна закупать в колониях только сырье, а продавать исключительно промышленные товары. Более того, вся торговля между колониями должна вестись исключительно через метрополию. Следует запрещать или всячески сдерживать промышленное и торговое развитие колоний. Почему это грабеж?

Ну, во-первых, можно купить древесину и железную руду довольно дешево, а обратно поставить лопату - очень дорого. И поспорить нельзя - лопата нужна, а своего производства нет. Так получается с любым промышленным товаром. В XVIII веке, например, в американских колониях Англии даже гвозди для подковки лошадей производить было запрещено - только завозить из метрополии. А давайте еще вспомним про действие мультипликатора… Если мы срубили и продали лес или накопали и продали руду, то на этом влияние нашей деятельности на экономику заканчивается. Но если мы покупаем лопату, то наши деньги создают расходящиеся круги различных операций: оплата выплавки стали, оплата формовки совка, оплата выточки деревянной палки, оплата создания удобной ручки. Экономика наполняется жизнью, развивается. Именно поэтому нужно заниматься промышленной деятельностью, а добычу ресурсов и потребление готовых изделий оставить колониям.

Так же важно стимулировать в колониях потребление товаров роскоши: туземная модница купит обычную грошовую майку, на которой написано D&G, но при этом заплатит метрополии огромные деньги. Причем валюту на майку красотка может получить только за счет поставки в метрополию ресурсов своей страны по бросовым ценам. По сути, эти жизненно важные ресурсы достаются метрополии вообще бесплатно: просто за желание размалеванной дуры "приобщиться к высокой моде". Просто за фантом, образ, символ. За ничто. Еще хуже, когда напыщенный дурак купит себе Мерседес или Бэнтли: суть грабежа от этого не меняется, зато деньги из экономики уходят астрономические, а в метрополии создаются рабочие места от множества операций, необходимых для создания сложного промышленного изделия.

Во-вторых, грабеж торговлей подразумевает собственно саму торговлю, а точнее контроль над ней. Предположим, Индия выращивает и продает хлопок и чай, а США - кукурузу и сою. Но торговать можно только через Англию. Англия за копейки скупит в Индии хлопок и чай, переработает хлопок в материю, а чай расфасует в пакетики под этикеткой "настоящий английский чай!", и отправит в США, где продаст втридорога как "редкие заморские товары". Так же скупит за копейки кукурузу и сою и просто перевезет в Индию, где опять продаст втридорога под вывеской "редкие заморские товары". Вот и весь механизм: напрямую колонии торговать не могут, и вся прибыль оседает в карманах метрополии. Колонии вырваться из нищеты не могут.

Теперь, вроде бы, мрачные времена колониализма миновали, и повсюду царит свободная торговля и правила Всемирной Торговой Организации (ВТО), смотрящей за справедливостью. Только есть одно "Но": бывшие колонии все сильнее погружаются в нищету. Почему? Потому что грабеж продолжается.

Создать на пустом месте промышленное предприятие очень сложно - при этом задействовано столько факторов, что все их учесть невозможно. Всё приходится начинать с нуля, всё получается или некачественно, или дорого. Но со временем завязываются деловые связи, рабочие и управленцы набираются опыта, изделия становятся и качественнее, и дешевле. Именно поэтому конкурировать со старыми промышленными державами при свободной торговле практически невозможно: они просто завалят колонию дешевыми качественными товарами и убьют любые ростки отечественной промышленности. Да даже если наш продукт каким-то чудом сразу получился и лучше, и дешевле, то крупные международные финансово-промышленные группы с практически неограниченными средствами либо просто скупят накорню наше предприятие, либо задушат нас через продажу своих товаров по заведомо заниженным ценам (они себе это позволить могут, мы же такой гонки на понижение не выдержим), либо же просто натравят на нас криминал или подкупят органы правопорядка, и просто уничтожат любые ростки будущей конкуренции. Такие ростки должно защищать государство через протекционистские меры, иначе погибнут.

А чем же занята ВТО? Она открыла рынки именно для промышленных товаров. И сырьевых ресурсов. Но производство сельхозпродукции как было защищено барьерами, так и остается. Бедной стране приходится открывать рынки для машин и прочего, тем самым усложняя развитие собственной индустрии, но при этом она вынуждена наталкиваться на защитные барьеры при торговле сельхозпродуктами, теряя шанс успешно конкурировать с внутренними производителями метрополии. Колонии как были нищими, так и остаются.

В основу современной глобализации легла теория сравнительных преимуществ Д. Рикардо: "Свободная торговля ведёт к специализации в производстве каждой страны, развитию производства сравнительно преимущественных товаров, увеличению выпуска продукции во всём мире, а также к росту потребления в каждой стране". На страницах учебника это выглядит очень убедительно. Но на практике…

Возьмем, к примеру, Россию. У нас есть сравнительное преимущество по ресурсам. Но холодный климат и растянутая внутриконтинентальная логистика делают сложное промышленное производство относительно дорогим. Вся наша промышленная продукция выходит дороже, а зачастую и хуже по качеству, чем аналогичные изделия от европейских или азиатских производителей.

При свободной торговле по теории сравнительных преимуществ Россия должна специализироваться на добыче и экспорте ресурсов и импорте промышленных изделий. Чем она, собственно, и занялась с 1991 года. Но ведь мы знаем, что в экономике работает мультипликатор. Добыча ресурсов - это просто ковыряние в земле и трубопровод до границы. Мультипликатор минимальный. А любое промышленное изделие - это тысячи комплектующих, это миллионы рабочих мест и общий рост благосостояния. Россия экспортирует ресурсы, попутно закрывая свои "неэффективные" заводы. Зачем, когда импортное "дешевле"? Люди остаются без работы. Нет работы - нет платежеспособного спроса в экономике. Затухают все отрасли.

И если в рамках одной страны или союза государств (вроде США или ЕС) безработные с закрытого неэффективного предприятия получают (i) пособие по безработице и (ii) рабочие места на эффективных заводах в другой части страны или содружества, то в нашем конкретном случае мы (Россия) теряем производство (меньше налогов в бюджет) и получаем безработных (больше расходов из бюджета). И эта рабочая сила не может переместиться на более эффективное производство, ей мешает ГРАНИЦА. От такой "сравнительно эффективной" торговли страна может вообще разориться! Через мультипликатор сожмется экономика, люди останутся нищими. И зачем им тогда "дешевые китайские товары", если денег нет вообще?

Именно этой проблемой, кстати, сейчас и озаботился не кто иной как президент США Д. Трамп. Доспециализировались и доторговались с Китаем до того, что миллионы американцев сидят голодные на пособии. А пособие, знаете ли, из воздуха не берется, но о хитрых штатовских уловках поговорим в другой раз.

Экономика, Экономика по-простому

Previous post Next post
Up