Эта маленькая поездка на трамвае номер 29 оставила самое яркое впечатление от Лиссабона, который мне почему-то всегда хочется назвать нелогичным городом, да он, наверное, такой и есть. Здесь из одного района в другой можно добраться на лифте, а забраться куда угодно - на трамвае. Человек, который придумал его проложить в этом городе, был, возможно, и малость свихнувшимся, но уж большим оригиналом - вне всяких сомнений. Рельеф Лиссабона вряд ли имеет аналоги среди крупных городов, сравнить перепады высот можно, наверное, с крутыми холмами Плеса. Но там никому не пришло в голову проложить трамвайные пути. А здесь еще с конца позапрошлого века старинные мощеные улочки старого города стали покрываться сетью рельсов, а над ними, между окнами и балконами домов, протянулись электрические провода. Сейчас представить португальскую столицу без его вездесущего трамвая невозможно, да и облик города много бы потерял без этого трамвая - настолько прочно вписываются уютные желтые вагончики трамвая в общую окружающую картину.
Сел я в трамвае на самую неудачную скамейку, спиной к окну, так что постоянно приходилось выворачиваться, пытаясь при этом за что-то держаться. Билет стоил 25 евро, причем раздали одноразовые наушники, в которых звучала информация о проезжаемых местах (на английском), а в перерывах между ней - национальная музыка.
Поездка длилась примерно час: за маршрутом я не особо следил, да и не до этого было. Фотосъемка периодически переходила в небезопасный экстрим и отдельные снимки стоили больших физических усилий по перегибанию через спинку сидения, так что как-либо редактировать их я не буду принципиально: если они косые, значит иначе было никак.
Начав с площади Коммерции, мы некоторое время ехали по ажурной Байше. Здесь трамвай двигался почти в одной плоскости, без крутых подъемов и спусков, так что было вполне терпимо.
Плитка на стенах домов радует разнообразием красок, да и в целом мне это идея, признаться, показалась очень симпатичной. Ну какой Лиссабон без таких домов? Это и не Лиссабон будет вовсе...
А потом начались бесконечные, беспорядочные подъемы и спуски в Альфаме, для описания которых у меня своих слов нет... Диккенс в свое время написал:
"Пароход Трамвай кренился, выпрямлялся, дрожал, оседая, крутясь, подскакивая, опускаясь, прыгая, колеблясь, переваливаясь, раскачиваясь и содрогаясь. Не ухватившись за что-нибудь, невозможно было стоять и даже сидеть"
Как-то так. Трамвай живет какой-то своей, особенной жизнью, участвуя, тем не менее, в обыденной жизни города. Если образуется небольшой затор, то трамвай будет вместе с машинами, в плотном потоке пробираться дальше, взбираясь вверх по мостовой
Трамвай едет быстро, разухабисто, и глаз едва успевает выхватить из общего мессива разношерстных строений то отдельные примечательные дома, то небольшие зеленые площади, то кусочек моря за обрывом крутого переулка, то какая-нибудь церковь выскочит из-за угла. Такое буйство и разнообразие жизни и живых кусочков города! И она не только рядом друг с другом, она еще и "над" и "под", смешана и переплетена, как и трамвай в этом городе едет скорее на вперед, а вверх и вниз
И уклоны, от которых захватывает дух! Иногда кажется, что громоздкий трамвай вот-вот перевернется через себя и улетит в какой-нибудь переулок или не впишется в крутой поворот, но он стоит прочно!
На тех склонах, которые не берет даже трамвай, проложен фуникулер
Эти улицы шириной в два-три метра, будто прорубленные специально для трамвая, высящиеся вокруг керамические дома, несущийся трамвай, кренящийся на поворотах - все это трудно описать словами!
В этом месте я чуть было не остался без фотоаппарата и руки
После получаса головокружительного карабкания вверх по улицам и веселых спусков в духе американских горок, мы вновь были в Байше. Жаль, что великолепный сиреневый парк я успел запечатлеть только издали. Даже наш трамвай наполнился прекрасным ароматом сирени!
Вот мы и приехали... осталось только пешком добраться до теплохода. От старого города до района Докаш, где стоял наш корабль, набережная имеет очень пристойный и приятный вид, местами, правда, она полностью захлестывается волнами и двигаться приходится перебежками
Вечер на борту тоже подарил много ярких красок... солнце вновь спряталось за океан
После ужина возникло непреодолимое желание сходить к Башне, украшенной красивой ночной подсветкой. Да и вообще как-то непростительно сидеть на борту во время единственной ночной стоянки.
У порта, в ночных клубах "Гавайи", кипит бурная ночная жизнь. Красивая и волшебная, но без штатива ночью ой как тяжко. Но и без этого так приятно было почуствовать эту атмосферу ночного южного города...
В ту ночь в "Гавайях", под светящимися где-то высоко-высоко опорами моста 25 апреля, гуляла половина экипажа "Косты Медитеррании"
А дальше почему-то не пошли (до сих пор жалею): говорят, на диком участке набережной околачивается местная гопота тунеядцы. Все равно надо было пойти... а так пришлось любоваться манящими огнаями монумента Первооткрывателям с верхней палубы теплохода
Пожалуй, на этом рассказ о Лиссабоне можно и завершить. Впереди - еще один интереснейший день в окрестностях этого чудесного города