Касабланка. Город, не обезображенный туризмом

Nov 27, 2012 20:43

Эта Касабланка оказалась не такой, какими были остальные города на нашем маршруте. Здесь нет пассажирского порта, нет нормальных водителей, нет исторического центра с вылизанными улицами (вместо этого есть суровая Старая Медина), но зато он - настоящий, сохраняющий свой национальный дух и не приносящий свою самобытность в жертву угодам западных туристов. Этим он и прекрасен, этот старинный берберский город, морские ворота Марокканского королевства.

Этот свой, пожалуй, самый необычный день рождения я встречал на палубе теплохода, ранним африканским утром  медленно вползавшего в порт Касабланки.

Необычность этого города чувствуется с самого начала. С моря нас встречали не величественные колокольни католических соборов, а огромный минарет мечети Хассана II.

А солнце здесь встает над океаном...

В порту без перерывов идет погрузка фосфатов - главного продукта, которым Марокко торгует с внешним миром.

Швартовались мы лихо: после разворота, двигаясь кормой вперед и влево. Во время этих манипуляций иногда казалось, что портовые краны вот-вот разнесут остекление буфета, но швартовка у необорудованного причала прошла успешно. Как нас в такое место занесло?

Экскурсионная программа даже у "Косты" предлагалась обширная, а 14-часовая стоянка давала возможность посетить такие интересные города, как столицу королевства Рабат, имперские города Фес и Мекнес, ну и на десерт предлагалась экскурсия на 12 часов в Марракеш, к предгорьям Атласа. Мы все же не отважились платить 120 евро с носа за удовольствие сидеть шесть часов в пылящем по пустыне автобусе, так что пришлось довольствоваться куда более скромным вариантом - обзорной экскурсией по Касабланке. О чем, впрочем, ни разу не пожалели.

Это был тот самый случай, когда впечатление во многом зависит от экскурсовода. Нашего гида в Касабланке звали Керим. Изначально он должен был ехать в Марракеш, но в последний момент туда направили другого экскурсовода, а Керим решил провести экскурсию для нас. Его русский был, конечно, не идеален, но это с лихвой компенсировалось интересными рассказами и очень уместным юмором. Учился Керим на филологическом факультете МГУ, некоторое время жил в СССР, да и о современной ситуации в России он хорошо осведомлен. Особенно было интересно услышать о том, как живут обычные жители Марокко - об этом мы, все же, знали куда меньше, чем о жизни в Европе. Не знаю, как можно было лучше показать нам город за короткие пять часов, чем так, как это сделал Керим.
Сначала мы направились в старый город, в котором сильнее всего ощущается дух собственно Марокко. Этот район был единственным, который не затронула проведенная французами реконструкция города. Вообще в городе почти повсеместно ощущается французское влияние - город находился под протекторатом Франции с 1907 по 1956 год. Здесь даже улицы до сих пор называются бульварами.
Стоило достать из сумки фотоаппарат, как у меня сердце ёкнуло: зарядить-то его после Гибралтара мне оказалось недосуг. Дрожащей рукой нащупал на дне сумки старую добрую мыльницу - что бы я без нее делал!
Из автобуса десантировались у здания таможни, на окраине Новой Медины.

Для беглого ознакомления с тем, как живет простой местный народ, мы немного прогулялись по улочкам старинного квартала. Плоды завезенной французами цивилизации планомерно исчезают по мере продвижения вглубь, так что мы прошлись только по его окраине. В центральную часть туристов не водят (судя по увиденному, я понимаю, почему), а одиночным путешественникам туда соваться не стоит в принципе

Что и говорить, Касабланка - удивительно красивый и необычный город. Правда, на любителя

Есть тут и просто интересные моменты. К примеру, вот такие еврейские двери

В Касабланке испокон веков было много евреев. Отношение к ним, как повелось, было так себе. Иногда и до погрома дело могло дойти. Но марокканские евреи нашли выход. Фокус в том, что у арабов и берберов всегда считалось, что дверь - это лицо дома. Евреи из этого сделали выводы. За большинством таких дверей скрывается типичный еврейский дом - внутренний сад с фонтаном, а на втором этаже - окружающая его галерея, на которую выходят двери из других комнат. С улицы всего этого богатства не видно, так что можно жить спокойно.

Вернувшись на более-менее цивилизованную площадь, наша группа в частном порядке свернула в неприметную узкую улочку и вышла к местному оливковому рынку. Ну и запах там, однако. Зато дегустация была бесплатная.

После перекуса ненадолго заглянули к воротам царских хором

А Керим рассказал о мавританском стиле в архитектуре на примере парадного подъезда

По пути к автобусу Керим обратил наше внимание на портрет короля, висящий на одном из зданий.

- Вот это, - говорит - наш король, Мохаммед VI. Он вообще человек очень прогрессивный. Он ввел в стране многие гражданские права, ограничил власть тоталитарного режима. Он первым показал народу свою жену, с которой он вместе учился в Сорбонне. В 2003 году у них родился сын, так что мы в Марокко спокойны: ведь мы знаем, кто будет нашим следующим королем. Как в России - вы ведь тоже прекрасно знаете, кто у вас будет следующим править.

Следующая остановка была сделана у протестантского костела Sacre Coeur. Модерно.

Развлекаются, как могут. Но витражи красивые

У выхода из костела расположились несравненные арабские торговцы хламом. Один товарищ с редкой настойчивостью убеждал, что часы Rolex за 10 долларов в Марокко - в порядке вещей.
Расположившись в прохладном автобусе, мы отправились по главному бульвару к главной и самой дорогой достопримечательности Марокко - Великой мечети Хассана II

Вот, собственно, и она

Мечеть Хассана на самом берегу океана, на искуственном продолжении утеса. Ее строили семь лет, с 1986 по 1993 год. Внутри этого сооружения могут разместиться 25000 человек, а еще 80000 - на прилегающей площади. Минарет мечети Хассана - самый высокий в мире (а сама она по размерам уступает только двум мечетям в Мекке). Строили ее по большей части для привлечения туристов, а местным жителям просто неудобно ходить сюда, поскольку она очень удалена от жилых кварталов и всегда заполнена туристами.
Внутри очень красиво. Тут нечего сказать. Огромный главный зал имеет большие стеклянные проемы - во время прилива создается ощущение, что здание плывет по волнам. Крыша, выполненная в традиционном марокканском стиле - раздвижная. Все здание было построено из местных материалов. Только колонны и люстры были завезены из Италии. Под сводами мечети летают птицы, так что временами все это великолепие пахнет, прямо скажем, так себе.

Как оказалось, эта мечеть - не просто большущее здание с единственным огромным помещением. После осмотра главного зала мы спустились на цокольный этаж. Помимо медресе, там находится зал для ритуальных омовений, которые совершаются перед началом молитвы. В помещении, дальних стен которого не видно из-за больших размеров, находятся большие мраморные умывальники.

Потом началось саое интересное: из внутреннего двора мечети мы спустились на цокольный этаж по лестнице, проходящей внутри минарета. В подвале мечети располагается, ни много ни мало, целый банный комплекс. Причем настолько большой, что одно из помещений полностью отдано для осмотра туристами.
Сначала мы прошли через некое подобие предбанника

А потом вышли непосредственно к хамаму. Посередине большого круглого зала, в нишах вдоль стен которого установлены мраморные скамьи, находится целый бассейн!

И снова наверх

По пути к автобусу мы прошли мимо пологого участка берега, где среди огромных валунов, на которые накатывались высокие океанские волны, купалась с серфами марокканская молодежь. Страх быть размазанным по стене фундамента мечети у них отсутствует совершенно... хотя ребятам не привыкать.

После осмотра мечети Хассана II мы ненадолго заехали на один из городских пляжей. Керим в начале экскурсии обещал нам показать "и хрущевки, и рублевки", а дорога на пляж по случаю пролегала как раз мимо элитного района "рублевок".
"- Керим, а вы не знаете, чей это дом такой красивый?
- О, так это вилла Саудовского короля! Он когда отсюда уезжал, оставил мне ключ на хранение. Я сейчас посмотрю, может быть он у меня с собой - заедем туда, я вам все покажу... Эх, незадача, в другой куртке! В следующий раз заедем обязательно!"
На забитом под завязку пляже располагалось кафе, ориентированное ценами и ассортиментом на работу с иностранными туристами. Какой там подают мятный чай... Очень крепкий и очень вкусный!
Последним пунктом нашей программы перед возвращением на корабль было посещение сувенирного магазина. Весь центр Касабланки представляет из себя одну большую стройку (в городе идет сооружение скоростного трамвая), так что автобус не смог подъехать прямо к магазину и нам пришлось немного пройтись по улицам города

Хе-хе... Тонко, тонко!

Магазин огромный - три этажа восточной дребедени. Зато китайской продукции днем с огнем не сыскать - и это замечательно. Затоварившись, мы с чистой совестью направились в порт. Дороги в Касабланке, надо сказать, очень хорошие, только водители с приветом. Когда мы подъезжали к кораблю, Керим объявил: "Дорогие друзья! Давайте поблагодарим нашего водителя за то, что он благополучно привез нас обратно в порт. И давайте его поздравим - на прошлой неделе он получил водительские права!".
Такой была самая эмоциональная, и в то же время очень познавательная прогулка по Касабланке. До десяти вечера мы стояли в порту, дожидаясь возвращения экскурсантов из Марракеша. Была идея поехать на такси в город, была идея отправиться на дикий пляж за город, но в итоге просто остались на борту, загарать на верхней палубе и кормить марокканских мух.
А вечер и первые часы арабской ночи надолго отложились в памяти красивым закатом и тысячами огней порта.

Вечереет...

Солнце прячется за океан

Сгущаются краски

И наступает ночь

Уходим...

До свидания, теплые африканские берега! Вы стоите того, чтобы возвращаться сюда снова и снова!