Волго-Балт от Прокудина-Горского

Aug 01, 2013 10:17




Накануне отъезда в главное путешествие лета возникло отчетливое желание пройти часть собственного маршрута по фотографиям всем известного Сергея Михайловича Прокудина-Горского. Точнее, сам я этот альбом проходил не раз, но чтобы собрать воедино и снабдить все это небольшими пояснениями - такое у меня впервые.
Какие-то из этих мест я уже посещал сам, какие-то планирую посетить, а какие-то - уже не существуют... Поэтому здесь и не будет фотосравнений - только Волго-Балт глазами Прокудина-Горского.

Про этого человека в свете его поездки по Мариинской водной системе в июне-июле 1909 года можно сказать много всего - и везде ключевой фразой будет "Он был первым".
Он первым прошел по Валго-Балту с фотоаппаратом.
Он первым фотографировал города по берегам и шлюзы.
Он первым отснял свой теплоход и членов его экипажа.
Он первым сходил в речной круиз и "выложил" фотографии.
Он первым сфотографировал Горицы и Крохино. Везде так и напрашивается мною не очень любимая, но весьма соответствующая фраза: "Он сделал все до того, как это стало мейнстримом". Еще бы: в следующий раз, проходя на теплоходе Волго-Балт со своей мыльницей или зеркалкой, не стоит забывать, что до тебя тут побывали и отсняли в HD еще 104 года назад. И как отсняли!
Мастерством этого человека можно восхищаться.
У него не было автофокуса и флешки на 32 гига внутри камеры, у него не было дома фоторедактора, чтобы добавить снимкам насыщенности и убрать заваленный горизонт. Он был вынужден везде таскать свою многокилограммовую байду со штативом, а по ночам в походной лаборатории обрабатывать свои тройные диапозитивы (да нет, там технология гораздо сложнее, я в нее до сих пор до конца не вник). И на выходе получались фотографии такого качества, что сегодня половина туристов (извините, но примерно так), проходящих по тому же маршруту, не способна его повторить. Это - пример уважительного отношения человека к своему ремеслу, которое в те годы было ремеслом, а не занятием "от нефиг делать".

Так вот, ближе к делу.
За три недели летом 1909 года Сергей Михайлович Прокудин-Горский, пионер российской цветной фотографии, совершил путешествие по Мариинскому водному пути на служебном пароходе "Шексна" Министерства Путей сообщения. Он проделал путь почти по всему протяжению системы: он Новой Ладоги на Новоладожском обводном канале до Рыбинска, сделав за это время более полутысячи качественных цветных фотографий и несчетное число черно-белых снимков.
Чтобы быть точным в выражениях, Волго-Балт сегодняшний и Мариинская система того времени - немного разные понятия. Волго-Балтийский канал (открыт в 1964 году) - это мощная система гидротехнических сооружений, глубоководный путь из бассейна Волги в бассейн Невы, соединяющая Рыбинское водохранилище на Волге с Онежским озером. В моей фотоподборке Волго-Балт - это весь Волго-Балтийский водный путь ("Волго-Невский проспект"), где к уже названной системе добавляются Свирь, Ладога и Нева.
Мариинская водная система (открыта в 1811-м) - сооружение менее масштабное, но оттого не менее значимое чудо инженерной мысли своего времени. Ее трасса почти полностью ссответствовала трассе нынешнего Волго-Балта, но сегодня эта система на ее искусственных участках практически не существует. А на фотографиях Прокудина-Горского Мариинка вполне в добром здравии. Системе после последней реконструкции всего-то 20 лет, а просуществует она еще 55 лет, после чего сфотографированные места если не исчезнут полностью, то изменятся до неузнаваемости.

Вопреки реальной хронологии, мы совершим путешествие по Волго-Балту в обратном направлении, с юга на Север.
Мариинская система, в отличие от Волго-Балта, начинается в Рыбинске. Фото экипажа на верхней палубе - в этом деле Прокудин-Горский тоже был первопроходцем.



Сегодня, как известно, Волго-Балт берет начало в Череповце, хотя река Шексна - составная часть как Волго-Балта, так и Мариинки в прошлом - никуда не делась. Просто двести километров ее нижнего течения, где петлял пароход с фотографом на борту, сегодня мирно покоятся на дне Рыбинского водохранилища. Сегодня здесь, что логично, вообще ничего нет, а вот в 1909 году - было. Сегодня от Леушинского женского монастыря, одной из трех российских "женских лавр", буквально ничего не осталось, а в начале 20 века это было очень милое тихое местечко на берегу Шексны.





Череповец. Здесь он не крупнейший город Вологодской области, а райцентр Новгородской губернии. Он даже близко не индустриальный гигант, о "Северстали" еще никто не слышал, вантовым мостом через Шексну тоже не пахнет. Зелень, облачка, избушки у реки...



Ковжинский лесопильный завод. Сегодня здесь Ивинский разлив Шекснинского водохранилища, а на фотографии будто чувствуется запах свежеспиленного леса.



Груженые баржи на шекснинских порогах таскают за собой туеры. Этот - "Василий"



Береговая навигация. Там на самом деле очень непростая система, но, например, по прямоугольникам и кружкам на дальней мачте можно определить уровень воды на перекатах с точностью до нескольких сантиметров - для того времени крайне важная вещь.



Черная Гряда, шлюз Императора Николая Второго. Это - один из четырех новых шекснинских шлюзов, настолько современных, что имена они получили по всем первым лицам царствующего дома. Весь шлюз, что логично, в кадр не вошел: его длина 340 метров. На момент постройки это были крупнейшие речные шлюзы в мире, да и сегодня в России, при всем ее уникальном гидротехническом наследии, шлюзов такой длины попросту нет. Сегодня эта каменно-железная махина спокойно лежит на дне разлившейся Шексны



Плотину типа той, что на заднем плане на фото выше, Прокудин-Горский тоже снял, только на следующем гидроузле в Ниловцах. Здесь даже видно, как идет замена прутьев в плотине системы Поарэ: из этих штырей, насаженных на чугунные фермы, составлялся напорный фронт плотины, и при желании (скажем, перед ледоставом) ее можно было запросто разобрать.



В соседней Топорне Прокудиным-Горским была снята настоящая Мodern icon - фотография "крестьянские девушки с земляникой". Вряд ли ошибусь, если скажу, что это - его самая известная фоторабота. Девушки вряд ли подозревали, что благодаря этому непонятному заезжему товарищу с его чудо-машиной они войдут в историю. Эта фотография висит на обложке лицензионного альбома фотографий Прокудина-Горского на сайте Библиотеки Конгресса, а в последний раз крупно "засветилась" на открытии Казанской Универсиады. Да и вообще кадр очень удачный



Горицы. Воскресенский монастырь на берегу Шексны. У любого уважающего себя речного туриста есть такая фотография, а Прокудин-Горский отметился здесь первым. В этом кадре, по сути, не изменилось ничего - только часовню на берегу достроили, а деревянные дома у воды смыло водами водохранилища. Все остальное - как влитое, даже 100 лет спустя



Чем тур Прокудина-Горского выгодно отличался от любого современного, так это тем, что продолжительность стоянок для него определял не менеджер в московском офисе, а сам Прокудин-Горский. Сегодня за 4 часа стоянки в Горицах еле успеваешь съездить в Кириллов, а Прокудин-Горский запросто прогулялся на Мауру. Сегодня такую фотографию сделать невозможно: все вокруг поросло густым лесом.



Да и к Кирилло-Белозерскому монастырю Прокудин-Горский не просто съездил, а еще и обстоятельно прогулялся по берегу Сиверского озера в поисках самого удачного ракурса. Мне бы так.



За сто лет в этом месте почти ничего не изменилось, разве что в монастыре сделали ребрендинг и поменяли цвет всех крыш с зеленого на коричневый. А вот выше Гориц по течению Шексны изменения просто поразительны. Двух погостов по берегам реки сейчас просто нет, я даже не знаю, куда они вот так запросто исчезли - вода до этих мест при создании водохранилища вряд ли дошла



Крохинский посад близ истока Шексны. Случилось так, что сегодня здесь - исток Шексны, а потому ничего из показанного на фотографии не существует в природе.



Тут, думаю, комментарии излишни - если не понятно сразу, достаточно вбить в любом поисковике "Крохино". Да, вот это оно и есть, только еще целое.



Пароход с Прокудиным-Горским шел не напрямую через Белое озеро (опасное это дело), а по Белозерскому обводному каналу. Попутно сделал остановку в Белозерске, где первым запротоколировал самые известные туристические панорамы.







Александровское. Начало водораздельного канала (собственно Ново-Мариинского) между реками Ковжой и Вытегрой



Ковжинская плотина. Она находится немного в стороне от трассы Мариинки, но Прокудин-Горский не поленился и сходил-сфотографировал. И ведь не зря: сегодня эта скромная плотина - единственное сохранившееся гидротехническое сооружение всей Мариинской системы.



Волоков Мост в верховьях Вытегры. Сегодня поселок с таким названием по-прежнему стоит на берегу Волго-Балта, вот только скромного деревянного моста там уже нет, а сам канал стал раз в десять шире.



Первые, самые верхние ступени Мариинской системы на ее Вытегорском склоне. На тот момент он состоял из 28 шлюзов.



Девятины. Из этой картины не уцелело буквально ничего, ландшафт - в том числе. Особенно жаль деревянную Покровскую церковь Девятинского погоста, сгоревшую незадолго до начала Войны. Это было в своем роде уникальное сооружение, а вот его современная реконструкция - простите, жалкий новодел.



Тоже Девятины. Водосвятная часовня на Вытегре



Материки. Фотография называется "Этюд" - замечательная фотография. При постройке Волго-Балта здесь произошли такие изменения, что сейчас доподлинно никто не знает, где точно эти самые Материки находились.





Река Вытегра. Как еще 102 года назад выразился инженер-гидротехник Петрашень, "естественного в ней осталось одно название". Но в живописности этим местам не откажешь - сейчас, к сожалению, здесь довольно унылые просторы Белоусовского водохранилища.



"Царь-плотина" на Вытегре, которая обслуживала цепочку из четырех последовательных шлюзов. Плотину построили из дерева и камня в 1809 году, и она прослужила без единой реконструкции до 1963 года.



Белый Ручей. Картонный завод Гейльборна



Анхимово. На реке Вытегре - тангер "Евгения" товарищества Братьев Нобелей. Первое самоходное грузовое судно на Мариинской системе и один из первых речных цельнометаллических танкеров в мире. К тому же, это именно теплоход, а не пароход.
Подумать только - 100 лет назад такие теплоходы везли бакинскую нефть в Санкт-Петербург по Мариинской водной системе.



Анхимовский погост. Из всего этого уцелела только церковь-усыпальница Лопаревых (она видна перед колокольней) и еще одна церковь, только прикрытая звонницей. О деревянной Покровской церкви († 1963) у меня будет отдельный рассказ, она этого заслуживает.



Вытегра.





Здесь Прокудин-Горский зделал еще два легендарных снимка, пользуясь своим авторитетом и императорским карт-бланшем на съемку чего угодно. Сначала ему попозировала вся местная пожарная бригада



А потом уже и экипаж "Шексны" стал частью группового фото на фоне вытегорского Сиверсова моста



Онежский обводной канал



И пароход "Шексна" на нем



Вознесенье. Исток Свири из Онежского озера



Яблонский остров в верховьях Свири, струеотводная дамба. Сейчас нет ни острова, ни церкви на нем (правда, пороги тоже исчезли) - спасибо Верхнесвирской ГЭС



Этюд в Остречинах. Остречин уже 60 лет как нет - покоятся на дне Ивинского разлива



Село Пидьма. На холме у берега Свири видны две церкви - деревянная и каменная.



Жаль, что уцелела только одна из них, но еще больше жаль, что этой "одной" стала каменная, а не деревянная. Но вот не повезло ей сгореть в войну - даже не от руки захватчика-финна, а от родного советского снаряда.



Изгиб Медведец - самое страшное место для судовождения на всей Свири. Сегодня подводных преград здесь нет, а вот изгиб русла - колено Медведец - по-прежнему хорошо заметно



Подпорожье. Тут, по большому счету, за сто лет ничего в корне не поменялось



Важины. Из всего этого сохранилась только Свирь на переднем плане



Лодейное Поле. Памятник Петру-судостроителю жив, собор рядом с ним - нет.



У Прокудина-Горского есть еще фотографии Нижней Свири (плюс подробный фотоотчет об экскурсии в Александро-Невский монастырь), да вот беда: все эти снимки черно-белые. Так что, наверное, на этом хватит.
Через неделю-полторы я планирую побывать по меньшей мере в половине указанных мест (конечно, из тех, что еще существуют на карте).

Волго-Балт, речной флот, Прокудин-Горский

Previous post Next post
Up