Елабуга. Пруды и колокольня

Nov 22, 2012 13:38

В последнюю неделю лета удалось на два с половиной дня выбраться в Елабугу, которая оказалась не просто замечательным местом для туристов, но и просто очень уютным и доброжелательным городом.

Воспоминания о самой поездке до сих пор яркие и приятные. Для меня Елабуга теперь - самый европейский город России после Петербурга.
Поездка именно туда, надо сказать, изначально не планировалась. Планы были куда грандиознее - хотели выехать дня на три в Тобольск, но вот не сложилось. Так что к Елабуге требования изначально были повышенными. Но она ожидания оправдала.
Из Димитровграда выехали в 7 утра. В Елабугу решено было ехать через Нижнекамский мост, а дальше до города по трассе М7. До моста еще нужно добраться, а с дорогами в нашей области ужас. 50 километров Ульяновщины проехали за час - это не дорога, а направление. Стоило въехать в Татарстан - красота. Региональная дорога, захудалые деревеньки - но качество покрытия такое же, как на Президентском мосту в Ульяновске. Нижнекамский мост - вообще песня: простор, Кама, тяжелые свинцовые воды водохранилища, низкие тучи над Сорочьими горами...

После камского моста мы сделали небольшой привал в Сорочьих горах, на правом берегу Камы. Красивейшие места...

Оставшиеся 200 километров пути по федеральной трассе мы пролетели на одном дыхании, а потом въехали в цель нашего путешествия - город Елабугу. Движение в городе довольно специфичное: на нешироких улочках исторического центра - одностороннее движение, почти нет светофоров. Да и машин, справедливости ради, немного. Даже мало. Как потом оказалось, оснавная жизнь города кипит в "новой Елабуге", которая расположена южнее исторических кварталов. Население города - 70 тысяч человек. Основная их часть проживает в новой Елабуге, другая - в частных домах, во множестве окружающих историческую часть. В старинном купеческом центре находятся различные учреждения, куда местные жители ходят на работу пешком. Там же сконцентрированы основные туристические достопримечательности. Главная площадь города имеет самое естественное для главных площадей название. Представляет она из себя странного вида пустырь с неадекватной планировкой дорожек и беседок. С трех сторон она ограничена улицами Казанской, Говорова и проспектом Нефтяников, а с другой стороны стоит гостиница "Тойма", в которой мы и расположились на две ночи своего пребывания в Елабуге.

Стандартный двухместный номер - вполне стандартного вида, на четвертом этаже, откуда открывается вид на историческую часть города. Цены более чем приемлимы, в стоимость был включен завтрак. Странно, почему нас заселили в один из самых дальних номеров на самом высоком этаже - гостиница была практически пустой. Но в номере порадовали крутые дизайнерские покрывала.

Расположившись, мы отправились исследовать город. Пройдя мимо типового памятника тому, в честь кого названа площадь, вышли к туристическому центру.

Если бы карты города там раздавали бесплатно, то можно было бы смело сказать, что Елабуга - европейский город. К сожалению, пока это не так. Зато нам подробно рассказали об основных достопримечательностях города, показали их расположение и дали указания по поводу того, как добраться в городской порт.
Улица Говорова после площади Ленина выводит к мемориалу Великой Отечественной. Мемориал с его колоннадой и красивейшими видами на Шишкинские пруды - излюбленное место для свадебных фотосессий среди местных жителей. Нам вообще со свадьбами очень повезло - это были первые выходные после окончания Рамадана, так что желающих пожениться накопилось предостаточно. Целыми днями по улицам разъезжали кортежи, рестораны принимали по нескольку свадеб в день, в общем, было весело.

Мемориал расположен на улице Набережной, которая ограничивает исторические кварталы города. Это единственная улица в городе, не входящая в систему регулярной планировки - она повторяет изгибы реки Тоймы. Сразу после нее начинается спуск в долину Тоймы, где находится красивый парк и Шишкинские пруды. Когда-то эти земли находились в частном владении семьи Шишкиных, отсюда и название.

С прудов открывается красивейший вид на Набережную улицу и Спасский собор, колокольня которого видна из любой точки города.

Через реку Тойму переброшен мост, который называют мостом влюбленных (потом, правда, выяснилось, что в Елабуге таких три). Перила, как и полагается, увешаны замочками с именами новобрачных.

Мост не случайно такой высокий - река Тойма судоходна на довольно большом расстоянии от устья. С моста открывается великолепная панорама реки и Чертового городища на холме вдали.

Ограждение территории парка выполнено в духе "Наш ответ Кижам"

Постепенно сгущались тучи, но колокольня в редких лучах солнца выглядела удивительно красиво...

Вернувшись наверх, в город, мы решили осмотреть дом-музей Шишкиных, расположенный на улице Набережной.

Напрягает только цена входного билета (200 рублей с лица) и запрет на любую фотосъемку, а в целом музей очень уютный и ухоженный. Первый этаж посвящен жизни семейства Шишкиных, там сохранены интерьеры красной гостиной, столовой, буфетной, спальной и кабинета Ивана Алексеевича Шишкина, главы семейства, который три раза избирался городским головой Елабуги. Второй этаж посвящен творчеству Ивана Ивановича - там можно увидеть несколько его ранних работ: в одном зале представлены непосредственно картины, а в другом - восемь замечательных офортов (в том числе один - на шелке) с видами Камы и сосновых лесов вокруг Елабуги. На втором этаже находится летняя терраса, на которой, собственно, осмотр дома и завершается. На террасу выходят две двери - одна ведет в музейные помещения, а другая - на лестнице к выходу. Музейная дверь закрывается, но с террасы никто не выгоняет, там можно провести сколько угодно времени. Никого кроме нас там не было, так что я вольготно разложил на столике содержимое фотосумки и занялся съемкой окрестностей. Вид с балкона у Шишкиных был, одним словом, роскошный (хотя и сейчас трубы Нижнекамска вдалеке вид не очень портят). Прямо перед домом раскинулись Шишкинские пруды, за ними - Тойма и Кама, а справа на холме - верхняя часть города с Чертовым городищем.

Небо постепенно затягивало тучами, а нам надо было еще много куда успеть, так что пришлось покинуть шишкинскую террасу и двинуться дальше по Набережной улице. В туристическом центре нам сказали, что можно подняться на колокольню Спасского собора, так что мы сразу направились покорять главную вершину Елабуги.
Сам Спассикй собор представляет из себя, мягко говоря, печальное зрелище. Я не знаю, что там располагалось в свое время, но предположения есть. Собор просто огромный: вход расположен под колокольней, затем широкая мраморная лестница ведет собственно в помещение храма. Росписи практически не сохранились, от напольной плитки остались только следы извести, а восстановлением там и не пахнет - установлен только иконостас, да и тот почти картонный. Никого, кроме туристов и священника, замечено не было (местные жители предпочитают другую церковь). В церковной лавке нужно купить большую свечу, опустив которую в общий ящик можно пройти на колокольню.
Раньше мышкинская колокольня казалась мне высокой, теперь - нет. Запыхавшись, поднялись на первую открытую площадку (туда ведет более-менее нормальная лестница).

Потом начинаются приключения: сначала лестница круто берет вверх и начинает изгибаться между перекрытиями. Наверх приходится практичезки ползти, цепляясь за что попало

Зато виды темнеющего неба и города под ним открываются оттуда просто восхитительные

Добавила своих неповторимых красок и погода - все вокруг было затянуто тучами, совсем рядом раздавались раскаты грома, а городище с Камой уже поглотила пелена ливня. Непередаваемые ощущения волнующей близости к неспокойной природе...

Я хотел было забраться еще выше, но сделать этого не решился. Теперь об этом жалею; тем более, потом уже я понял, что мы добрались только до второй открытой площадки, то есть примерно на половину высоты колокольни. Какие, должно быть, сверху открываются виды! Зато есть повод вернуться.
Самая верхняя точка восхождения:

Спустившись вниз, на обед зашли в первый попавшийся ресторан на Казанской улице, "Самарканд". Очень мило, вкусно (узбекская кухня), недорого, только порции очень маленькие.

Подкрепившись, отправились продолжать исследование города - на следующий день в маленьких музеях Елабуги ожидался наплыв туристов, так что посетить их лучше было заблаговременно.