А кошки - для души!

Feb 10, 2011 20:38


Родина должна знать своих художников, но нередко она все-таки знает о них очень мало.





Почему-то Чижиков, автор мгновенно завоевавшего наши сердца Мишки, у нас до сих пор малоизвестен. Хотя его прекрасно знают в Венгрии, Польше, Америке...
Его рассказы о пребывании после Олимпиады в гостях у миллионерши Джейн Ломбарди напомнили мне какие-то давние кинофильмы, символизирующие американскую обеспеченность, переходящую в роскошь. Он беседовал с одним из гостей Ломбарди - Ротшильдом на балконе двадцать четвертого этажа, потчевался малиной со взбитыми сливками, не моргнув глазом, как будто и нам такого добра в октябре месяце не занимать.
Виктор Чижиков, создатель знаменитого олимпийского "талисмана", должен был по идее стать миллионером, а, может быть, миллиардером. Действительно, отчисления всех - а им нет числа - художников мира, использовавших образ Мишки, созданный Чижиковым, на газетной ли полосе, в журнальных ли рисунках, в афишах, плакатах, открытках, в игрушках, брелоках, на косынках, майках и прочей продукции, должны были сделать Чижикова очень богатым. Не обеднело бы и родное государство. Но Госкомспорт и Олимпийский комитет решили иначе: художнику просто-напросто не выдали патент на авторское право. Все доходы должны были поступать в Олимпийский комитет, и комитет стал бы мультимиллионером, а Чижикову осталась бы честь создателя образа. Так всегда водилось в стране, где все, созданное трудом одних, отдают другим.
Существует еще и сейчас такая мощная сила, как прессинг бюрократической единицы, и никто ее на самом-то деле не отменял. Просто не все попадают в поле ее зрения. И если прессинг одной бюрократической единицы - сила, то представьте, какова же она, если единиц - целый олимпийский комитет. И все умеют говорить: "Вы не думаете о стране..."
Российский комплекс вины! Как легко раздуть твой вечно тлеющий, никогда вполне не угасающий огонек! Итак, прессинг, чувство вины и... бумага о передаче Олимпийскому комитету права на получение доходов подписана. Дяди из Госкомспорта и Олимпийского комитета могли ликовать. Еще бы! Не пошевелив ни единым мускулом, ни единой извилиной (ибо создание прессинга в сознании творческого человека для бюрократической единицы работа не только привычная, но, как мне представляется, скорее инстинктивная, а, значит, автоматическая), словом, не пошевелив ничем, стать обладателями миллионов. Но вот тут вышла ошибочка. Как только зарубежные издательства и фирмы столкнулись с таким юридическим казусом, как авторское право Олимпийского комитета на созданный Чижиковым рисунок, сразу стало ясно, что ситуация не отвечает международным правовым нормам, является полным ляпом, и платить странному автору, в роли которого выступает госучреждение, никто не собирается. Был бы самостоятельный, конкретный автор - пожалуйста! - заберите ваши миллионы. Сделать бы Олимпийскому комитету разворот на 180 градусов, но... у советских собственная гордость!
Так и развевался Мишка на флагах и флажках, миллионными тиражами вылетал из типографских машин, взмывал в небо на детских шариках... И все бесплатно - и для Чижикова, и для родной советской казны.
Но когда стоял потом Виктор Чижиков в великолепном Георгиевском зале Кремля... О, эта гремучая смесь иронии и нежности! И нежность, как правило, еще и преобладает, и захлестывает, и вытесня ет иронию. И рождается пафос. Короче говоря, знал Виктор Чижиков, кто стоит с ним в одной линеечке под сверкающими сводами Георгиевского зала. Все те же молодчики из Госкомспорта. Знал Чижиков и цену тем, кто вместе с ним получал награду. Знал цену и самому ордену "Знак Почета".
И все же, хотя он таких слов не произносил, когда рассказывал о вручении, я поняла одно - в белокаменной палате древнего Кремля вручили орден Художнику. Пускай не Андрея Первозванного и не Станислава или Анны... И не важно, что вручал награду дряхлеющий старик из насквозь дряхлого правительства... Если способен ты почувствовать, что стоишь на Кремлевском холме и испытать, получая награду, волнение, значит, награждение твое свершилось на небесах. А стоящие рядом чиновники получали просто завалящий орден, почти пилюлю... Забавная, однако, структура, которой вместо головомойки за головотяпство вручают орден. Хоть и завалящий... Но орден!
И все-таки вся эта история - только эпизод в жизни художника Виктора Чижикова. Был он еще до Госкомспорта великолепным художником и после Госкомспорта таковым остался.
Прежде всего, Чижиков - график по форме и по призванию. И если многие наши замечательные художники, не имея другой возможности работать и выставляться, вынужденно ушли в детскую книгу, то для Чижикова работа в детской книге была естественна и органична.
Самые добрые его книжки - "Айболит" К.Чуковского, "Забытый день рождения" Д.Биссета, "Винни-Пух и все-все-все" А.Милна в пересказе Б.Заходера... Нет, нельзя, впрочем, назвать эти рисунки самыми добрыми. Работы Чижикова все добры, от самого, казалось бы, проходного рисунка для "Мурзилки" или "Веселых картинок".
А вот в Америку Чижиков возил в основном "кошачью" серию. Сам так выбрал, сам так захотел. "Книжки, впрочем, стояли на стендах тамошней выставки", - в том, как он сказал, была некоторая небрежность. Но - это честь, которой удостаиваются не все иностранные претенденты. И эта честь оправдана. Какие книжки! Стоит всмотреться хотя бы в иллюстрацию к сказкам Биссета "Туман" или "Дракончик Эндрю". Вот уже которой год эти листы собирается приобрести Третьяковская галерея... Но галерея сама приобрести ничего не может, а чиновники, заполняющие ее штат, не торопятся выполнять собственные же намерения.
Кстати, если уж возвращаться к "кошачьей" серии, вот работа совсем для души. Никто никогда эти рисунки Чижикову не заказывал. Огромная серия возникла на перекрестке профессии и хобби. Здесь просто коты, кошки и котята - гениальные, на мой взгляд, зарисовки. И еще здесь коты - пародии на людей. Если смотреть много чижиковских листов подряд, начинает болеть за ушами. Может, потому, что мы отвыкли улыбаться большими дозами.
Между прочим немецкие школьники прислали Чижикову орден "Золотое детское солнце". Керамическое улыбающееся солнышко висит в его мастерской. Видно, судьба получать ненастоящие ордена. А может, этот-то, второй, и есть самый настоящий?
В Америке Чижиков жил в доме бизнесмена. Там держали четырех кошек. Кошка в Америке - отдельная тема. Противоблошиный ошейник и маленькие дверцы в больших дверях упомянуть, однако, стоит. Хотя бы для того, чтобы любители серой усредненности могли воскликнуть: "Бесятся с жиру!" Чижиков помогал хозяйке дома Сибил готовить. Они резали овощи и смотрели телевизор. Объяснялись жестами и рисунками. Дорого бы дала, чтоб хоть одним глазком взглянуть на те "бросовые" рисуночки.
Сибил сказала, что нельзя кормить кошек сырой рыбой: у них от этого болят почки. Другая жизнь! Чижиков ездил с Сибил и ее мужем Джорджем на избирательный участок - голосовать за Буша. Участок представлял собой здоровенный сарай, очень тщательно и чисто сработанный. Кабины завешены шторами. На табло постоянно вспыхивают новые цифры, фиксирующие ход голосования. Другая жизнь!
Я думаю, все-таки с человеком происходит то, что ему на роду написано. Если он, конечно, ничем не перечеркнул свою судьбу, никаким сверхдурным поступком. Чижиков сидит в своей крошечной мастерской, рисует кошек, то похожих, то непохожих на его рыжего тигрово-полосатого Чуньку (редкая масть!). Рисует Винни-Пуха, младшего брата олимпийского Миши. Рисует невероятно смешные картинки для "Крокодила" из огромной серии "Великие за партами", так пока и не ставшей, к сожалению, отдельной книгой.
Рисует бесконечно доброе, трогательное и смешное. Иногда немножко таинственное, как Человек-на-Луне в журнальном варианте иллюстрациии к "Мистеру Крококоту" Биссета. Иногда героическое, но тоже не без тени легкого комизма.
Про Чижикова можно сказать, что он реализовался вполне, благо его дар графика нашел нишу в застойном мире, мало благоволившем к искусству. Он прихватил даже немного от смежных ремесел: была у него выпущена очень смешная книжка-малютка "Годные негодники", где, кроме рисунков, и текст чижиковский. Вместе с Эдуардом Успенским придумал книжки про обезьянку Анфису и нарисовал к ним картинки...
Я вспоминаю один его лист: белая деревня, белая зима... Это удивительное пространство белого неба. Может быть, самое огромное пространство, в которое не на ощупь, а уверенно выходит художник Чижиков, - пространство высочайшего творчества.
На страницах книг, иллюстрированных Виктором Чижиковым, полным-полно добрых и веселых кошек и собак. И таким же стал его олимпийский Мишка.

Наталия ФИЛИМОНОВА
газета "Голос" № 42, 199? год

Биография, Олимпийский Мишка

Previous post Next post
Up