May 22, 2012 17:41
Когда человек переступает порог храма и его вместо солидарности и любви ждет холодная касса с ценниками за требы, когда вместо братских отношений он находит в церковной ограде столь привычные для него товарно-денежные, тогда с этим человеком не произойдет никакой перемены. Ведь вместо Христовой Церкви он попал в магазин или в бюро ритуальных услуг.
Сегодня есть все возможности строить приходскую жизнь так, чтобы избегать тех ее искажений, которых за синодальную и советскую эпоху накопилось так много: торговля требами, авторитаризм настоятеля, равнодушие к литургической жизни, редкое причащение, отсутствие интереса к Священному Писанию и творениям Отцов Церкви - лишь некоторые из них. Когда центром приходской жизни становится слово Божие и Евхаристия, тогда приход становится общиной. Потому что только божественное Слово и литургия создают ту реальность, которую можно назвать общиной христиан. Литургия («общее дело», греч.), как сердце общинной жизни, не может быть частным делом. Не «я причащаюсь», но «мы причащаемся». Причащаемся Христу, который «вчера, и сегодня, и вовеки Тот же» (Послание к евреям 13:8). Вознося «единым сердцем и едиными устами» благодарение Богу в Евхаристии, причастившись Христу от единого Хлеба жизни и единой Чаши спасения, вняв провозглашаемому на литургии слову Божию и усвоив его, мы становимся общиной, в которой все дела - общие, общие и все радости и скорби. И крещение новых людей, и венчание новых браков становятся тогда радостными для всей общины событиями. И все церковные дела, от воскресной школы до посещения тюрем и больниц становятся не частным делом приходских альтруистов, а общим делом церковной общины. Делом любви, естественным и необходимым, без которого она не может жить.
православие