-Хорошо, я готов принять на веру. Хороши ваши стихи, скажите сами?
-Чудовищны! - вдруг смело и откровенно произнес Иван.
- Не пишите больше! - попросил пришедший умоляюще.
Михаил Афанасьевич Булгаков."Мастер и Маргарита"
Посмотрел фильм Звягинцева "Левиафан" и подумал: почему такое странное название было выбрано? Оно, конечно, необычное, привлекает внимание зрителей, но, наверное, и смысл какой-нибудь был заложен. В словарях есть несколько описаний Левиафана: это и огромное морское чудовище, это и название книги Гоббса о государственной власти, это и библейское сказание, это и нечто огромное, чудовищное... Так что имел ввиду Звягинцев, и что у него получилось? Попытаемся разобраться.
Для начала отмечу, что фильм удалось досмотреть до конца за четыре захода, причем каждый раз заставлял себя. Такое впечатление, что этот фильм - дипломная работа студента-троечника режиссерских курсов. Если бы не реклама и зарубежные награды, его вряд ли кто смотрел бы, настолько фильм примитивен и алогичен, кругом одни ляпы.
Можно, конечно, сказать: мол, ты не разбираешься в искусстве кино и не можешь правильно оценить работу мастера. Дескать, логикой творчество не оценивают. Мол, художник мазками кисти наносит краску на холст и создает образ, производящий впечатление на зрителя. Это, мол, - таинство, искусство. Не дорос, мол, мэтрам указывать. А я и не указываю. Просто, когда про художника, оно может быть и так. Но на маляра, у которого не мазки, а кляксы, не краска, а грязь, размешанная в желчи, представления об искусстве и творческом процессе не распространяются. Здесь бизнес в чистом виде.Фильм, как мне представляется, должен быть создан для зрителей. И не только для того, чтобы у них брать за просмотр деньги, но и для пробуждения в них благородных чувств, воспитания подрастающего поколения. На съемочной площадке создается нечто, что не накормит тебя в голод и не согреет тебя в холод, - но оно должно либо приносить радость, либо вызывать очищающие слезы, либо заставить задуматься о жизни. Хотя стоп, что-то я не туда пошел. Сейчас ведь основной принцип - "Люби себя в искусстве, а не искусство в себе" и единственная цель - деньги.
Деньги дает Министерство культуры. И скорее всего, когда там выделяли деньги на этот фильм, то задавали вопрос: "А о чем будет это, хорошо ли это для страны и ее граждан?". И, наверное, получили ответ, что фильм будет о непростой судьбе жителей севера и некоторых недостатках власти, которые следует вынести на всеобщее обозрение для устранения их. Деньги дали. Фильм был состряпан.
И что мы увидели? Мы увидели ералаш. Авторы фильма захотели угодить, конечно, с пользой для себя, всем, а особенно Оскаровскому комитету, с которым, вероятнее всего, была предварительная договоренность о тематике фильма. В "Левиафан" для получения наград, запихали все, что возможно. В нем косвенно присутствуют вариации на различные темы: есть что-то и от детектива, и от бандитских фильмов, и от "Анны Карениной", и от "Му-му" Тургенева, и от "Крестного отца", и от "Криминального чтива", да и пародии на кардинала Ришелье из "Трех мушкетеров" и героев книг Достоевского можно отыскать. Все, что угодно, кроме правды.
Так как фильм крупнобюджетный, а сделан, как малобюджетный, то его заполнили простыми, не нужными для сюжета, довольно продолжительными сценами, сценами-наполнителями (наполнитель используется для заполнения пустого пространства в упаковке). Я не знаю систему оплаты актерам на съемках фильмов, но, судя по продолжительности этих сцен, всем ведущим актерам дали заработать приблизительно одинаково, иначе они, вероятно, не соглашались сниматься.
Кто герой этого фильма? Коля Сергеев? Потому что его первого показали?
А может адвокат? Правда, непонятно - это кличка или профессия. Судя по его адвокатской деятельности в фильме, он перед приездом наскоро выучил несколко статей гражданского кодекса РФ, чем впоследствии и соблазнял Колину жену. Герой Вдовиченкова похож настудента-заочника юридического колледжа, приехавший на практику. В фильме адвокат выглядел человеком, не разбирающимся ни в людях, ни в законах и совершенно не понимающим ситуацию, то есть полным шарлатаном, решившим надурняка развести мэра.
Может героиня фильма - жена Коли, она ведь пострадала, так сказать, жертва?
Или главный герой - мэр города? Этакий злодей, олицетворяющий всю российскую власть?
Сразу трудно разобраться. Все эти люди мерзки по-своему, ни к кому не испытываешь жалости или сострадания.
Кто герой фильма, нам выяснить не удалось, но, быть может, мы хотя бы сможем ответить на вопрос "О чем этот фильм?"
Для министерства культуры РФ - чтобы получить деньги под постановку, по всей видимости, этот фильм был заявлен как поэма или притча о засилии властных структур злодеями, цель которых - угнетать российский народ и творить беспредел. Как трудно, практически невозможно простому человеку найти правду. То есть фильм-обращение к власти: "Наведите порядок! Сделате нашу жизнь достойной!"
Для зарубежных зрителей и различных премиальных комитетов. Зарубежные зрители и выдающие награды комитетчики видят этот фильм не как мы, а сквозь призму подготовленного к фильму либретто. В нем, возможно, сказано, что это откровенный фильм о России, сделанный с риском для жизни режиссера и съемочной группы. И дано краткое описание сюжета фильма с позиции ненавистников России. Подготовленные таким образом зарубежные зрители обязательно увидят, что Россия хотя и светское государство, но, фактически, власть находится у духовенства, и оно диктует свою волю. На местах в выборной власти стоят беспредельщики. Закон попран, справедливости нет. Народ полностью бесправен и поэтому пьет и лишен даже зачатков нравственности. Таким же растет новое молодое поколение.
Неравнодушный и тонко чувствующий беду режиссер посылает миру месседж (как сейчас модно говорить). Это фильм-обращение к мировому сообществу: "Помогите, сделайте что-нибудь, страна погибает, надо менять власть!" Благодаря либретто и вольного или невольного искажения смысла при переводе на английский, Оскар, считай, в кармане. А так как фильм сделан просто ужасно, то так оно и будет; ведь сейчас самое время порочить Россию, ее настоящее и прошлое, как это было и в 1995 году ("Утомленные солнцем"), и в другие годы после развала СССР. Наших постсоветских предателей от искусства награждают за рубежом не так часто, и это понятно. Дьявол жаждет предательства, и цель дъявола - соблазнить, толкнуть на предательство, а не наградить. И лишь для того,чтобы предательства продолжали совершаться, он периодически подвешивает перед нашей "творческой" тусовкой морковку в виде Оскара, устраивает лотерею с наградами - можешь получить, а можешь и не получить. В данном случае и по времени (уже пора), и по уровню подлости - все совпадает. Получит Звягинцев свою оскаро-морковку, а подрастающее поколение подлецов - надежду на достойную оценку предательского труда.
И, наконец, каким увидели этот фильм в России. Фильм начинается с того, что к Коле (Серебряков), спившимуся автомеханику (что он, вроде как, автомеханик, мы узнаем позже), приезжает армейский друг-адвокат (Вдовиченков), с лицом боксера (не собаки). Тут как бы заявка на то, что зло будет разбито, по крайней мере, побито. Друг-адвокат должен помочь Коле решить юридические проблемы, о которых мы пока не догадываемся. Они едут из аэропорта, по дороге их останавливает ГАИ. Ну, думаешь, началось! Но нет, гаишники - это Колины друзья, которые просят отремонтировать автомобиль их шефа, за это будет банкет на природе. Николай говорит- завтра. На лицах гаишников явное недовольство. Начинаешь переживать за Кольку, мог бы быть и помягче, посговорчивее. Не в порядке очередности сцен, а по ситуации, к Николаю в его отсутствие приходит сам мелкий шеф ГАИ, и его заставляют ждать. Приезжает Коля и говорит, что ремонт сделает завтра. Гаишник уходит, а Сергеев, как бы между прочим, замечает, что гаишник обиделся и что он свел в могилу трех жен. Опять переживаешь за Колю. Сейчас милиция начнет беспредельничать. Напрасное беспокойство - все эти сцены для сюжета не нужны, это тупиковая ветвь сценария, сделанная для заполнения временного пространства и создания полнометражного фильма. Звягинцев в совершенстве овладел мастерством создания сцен - наполнителей.
Коля с другом приезжают на суд, который с треском и проигрывают. Есть сцена судебного процесса, но для чего она - для придания фильму документальности, или опять же просто заполнить время - остается еще одной режиссерской загадкой.
Логично предположить, как после поражения в суде должен действовать Колин московский друг-адвокат. Ведь он (по сценарию) опытный юрист, знающий о правовом беспределе, творящемся в этом городе, и по фильму-то он о беспределе знает, у него папка с компроматом на мэра. В этом случае он должен понимать, что сможет помочь Коле только в Москве, в Верховном суде РФ, а в этом "городе отморозков"правды не найдешь.
Однако, по-видимому, не имея понятия об юриспруденции, адвокат начинает заниматься банальным шантажом.Что самое глупое, он пытается шантажировать главного злодея (Мадянов). Причем компромат такой чудовищный, что о нем даже страшно сказать. Ни Коля, ни зритель так и не узнали, что же такого ужасного натворил мэр, и почему из-за этого из него можно вить веревки. Странно, кстати, что даже окружение мэра не знало о его делишках. Обычно все темные дела делаются под прикрытием, и определенный круг людей не только знает, но и участвует в них, - так называемая круговая порука. Если же мэр новый в этом городе (в фильме об этом ничего не говорится, но предположим), то перебраться он должен бы был на новое место со своей командой, проверенной в предыдущих преступлениях. Видимо, авторы фильма просто не смогли придумать достойного для этого злого мэра ужасного злодейства. Поэтому мы можем предположить, что адвокат шантажировал главу города грязными скабрезными селфи которые тот выставлял в интернет, не информируя своих подельников.
Создатели фильма придали сюжету детективности, и до поры до времени мы не понимали, чего это мэр ходит, судя по всему, к метрополиту? На что тот его усердно сподвигает? И только в конце фильма, как в плохом детективе, становится ясно - для чего. Почему же авторы отложили эту разгадку на конец фильма? А для того, чтобы избежать вопросов, которые неизбежно бы возникли, если бы зритель с самого начала знал, что у Коли изымают дом и землю под строительство храма.
Что это за вопросы?
Во-первых, как Коля получил свой дом, правильно ли оформлены документы на дом и землю и почему нет рядом других домов, ведь место очень хорошее?
Во-вторых, если мэрии в срочном порядке нужно это место, то простейший способ - просто выделить Коле от мэрии новую жилплощадь, найдя компромиссное решение и даже немного припугнув Николая, - злодеям ведь все дозволено.
В-третьих, если метрополиту также срочно нужен храм, то, имея силу словесного убеждения (его разговор с мэром служит примером), он мог бы поговорить с Колей или, в крайнем случае, церковь могла бы купить Коле квартиру, что более похоже на правду, чем тот путь, который выбрали авторы фильма.
В-четвертых, в фильме показаны несколько раз подростки, сидящие в развалинах церкви. Судя по всему, развалины принадлежат церкви, построенной еще в царское время. Место для церкви тогда подбиралось очень тщательно с учетом строительных и религиозных требований. Почему бы не восстановить старую церковь или на ее месте не построить новую? Но тогда нечего будет показывать, киношные злодеи не смогут проявить себя. Россия не будет оболганной. Опять надо будет придумывать поводы для беспредела, а с выдумкой у творческой группы Звягинцева, судя по этому фильму, напряг.
Немного о мэре. Мэр - злодей, нам это навязывают как аксиому. И все-таки интересно,что он сделал в фильме плохого? Первое, - он в пьяном виде приехал к Коле, и, второе, - проучил шантажиста. Это все. Остальное - черты его характера, традиционно сыгранные Р.Мадяновым. Вообще-то, главная черта мэра - это сентиментальность. Даже после решения суда он не мог выселить Колю, не хватало мужества. Нерешительный мэр просит метрополита помочь ему принять решение, на что митрополит справедливо говорит: "Ты - власть, тебе и решать." А что еще может сказать служитель культа человеку, не способному из-за своего человеколюбия исполнять свои должностные обязанности?
Вообще, образ мэра не выглядит олицетворением "тоталитарного режима", уж больно он сентиментален и мягок. Зачем он приезжает в пьяном виде к Николаю и хвастается перед Колей своей над ним победой? Что ему надо от пьющего рабочего? Они в разных весовых категориях. У мэра есть юридический отдел, и он занимается всеми многочисленными судами мэрии. Но мэр показан чувствительным человеком, каким по фильму он и является: ведь он не стал убивать Колю, топить его, сбивать машиной, не стал даже бить, как он это сделал с шантажистом-блефистом адвокатом, а направил дело в суд и терпеливо ждал решения суда. И очень обрадовался когда выиграл дело.
Теперь о семейной жизни Сергеева. Жена Коли - молчаливая б...(Лядова). У сына действительно трудное детство. Только за два дня, показанных в фильме, он наблюдал совокупление своей мачехи дважды, причем с разными лицами. Тут и у взрослого, а не только у подростка, крыша поедет. Из фильма можно понять, что отец с мачехой не особенно стеснялись сына и, по традиции этой семьи, предавались плотским утехам, не обращая внимание на окружающих. К слову сказать, жаль реального мальчика, сыгравшего роль сына. Столько грязи, сколько увидел он во время съемок (ведь, скорее всего был не один дубль каждой из этих пакостных сцен), не пожелаю и людям постарше, с уже устоявшейся психикой. Вот бы куда смотреть организациям по работе с несовершеннолетними вместо пробивания в нашей стране людоедских ювенальных законов!
Но вернемся к Лиле. Может, она и приличная женщина, и сама по себе не пошла бы на измену, но режиссеру надо было вымучить из драмы трагедию, - за нее ведь можно получить побольше дивидендов. Поэтому он заставил бедную Лилю молча лечь под друга мужа, а затем самоликвидироваться.Творческая задумка талантливого режиссера? Нет, это режиссерский беспредел - искажение действительности, попытка навязать зрителям свое извращенное видение людей, живущих в России.
Создав образ безнравственной замужней женщины без комплексов, он походя опошлил и семейные отношения, забыв, кстати, что дамы легкого поведения, подобные придуманной им Лиле, из-за всяких, по их мнению, мелочей, как то- супружеская неверность или ссоры с пасынком, не сводят счеты с жизнью. То есть и здесь, в этом персонаже, как и у всех остальных героев этого утомительного фильма, нет правды характера. Все просто притянуто за уши. В целом этот кусочек фильма тянет на опошленное тургеневское "Му-му". Му-му (оно же Ли-ля) самоутопилось; Герасим в смете не был предусмотрен; сам Звягенцев в этом кино играет роль самодурки-барыни, распоряжающейся судьбами своей челяди и приказавшей убрать Мумуню.
Кстати, актриса Лядова в своем интервью после выхода фильма сообщила, что ее героиня - обычная русская женщина. Смотрите, русские женщины, какими видит вас наша «творческая интеллигенция»!
Но не только главные герои отвратительно представлены и выписаны. Роли второго плана тоже безобразны. Как все Колины приятели легко согласились, что он убил жену!Почему,скажем, подруга, не увидев Лилю на рабочем месте и, зная, что произошло накануне, не позвонила Коле или в милицию? Странное, придуманное режиссером поведение всех участников этого убогого лицедейства приводит фильм к концу, сочиненному безнравственным богоборцем, пытающимся доказать наличие причинно-следственной связи между смертью Лили и строительством храма. Фильм вышел никакой, и все его остальные ляпы и недоделки даже неинтересно разбирать.
Итак, о чем получился фильм. О том, что нельзя вверять свою судьбу адвокатам-шарлатанам, особенно московским: ничего не сделают по существу, набаламутят, напылят, и, если денег не возьмут, то супругу трахнут; нарвутся на неприятности и сбегут. Фильм надо было назвать «Не доверяйте адвокатам-тупарям!» Ведь если бы у Коли не было друга-якобы-адвоката, то он бы спокойно принял решение суда или другое предложение мэра. Попереживал бы немного, посетовал бы на несправедливость, зато жена осталась бы живой, а он на свободе. Однако, тогда не было бы фильма, а он, особенно в настоящее время, очень нужен для борьбы с Россией. Судя по массированной рекламной кампании и хорошему маркетингу, ящик печенья и бочка варенья ждут миллиМэтра. Хочется сказать: "Не переживай, Звягинцев, и менее гадкие фильмы получали Оскара." Ну, а если не получится, так, на всякий случай, даю совет по усилению сюжета. Стопятидесятипроцентная гарантия в этом году для Оскара следующая:
- Коля должен быть Миколой и все друзья должны бы называть его Хохлом,
- адвокат обязан вступить в половую связь не с Лилей, а с Миколой. Как оказалось бы, они любят друг друга уже много лет;
- Лиля узнав об этом самоутопилась, но не от мерзости гомосексуализма, а из ревности, поняв, что мужская любовь крепче гетеросексуальной;
- мэр должен быть злобным укрофобом.
Западу это понравилось бы.
И напоследок. Прочитали в интернете, что Вдовиченков плакал, смотря этот фильм. Не плакать ему надо, а подвиг Лили повторить от стыда за такие фильмы. Но ведь стыд глаза не выест, а денежки и популярность - вот они. Популярность артиста, который с мужественным лицом играет жалких тупарей.
В заключение вернемся к вопросу о названии фильма, заданному в самом начале. Нет, не зря Звягинцев выбрал название "Левиафан". Одно из толкований этого слова означает "ужасный". Звягинцев самокритичен, фильм и правда не удался. Если даже не обращать внимания (что трудно) на детали, которые мы рассматривали выше, фильм не удался и в главном. В нем нет борьбы добра со злом, нет победы добра, даже надежды на победу нет, даже проблеска света, нет выхода, вообще нет положительных героев. А знаете почему?
Потому что этот фильм о мире Звягинцева и ему подобных. Этими фильмами они пытаются превратить наш настоящий мир в свой - киношный, вымышленный. В фальшивый мир без любви и надежды. В грязный, убогий мир-ад, пасть Левиафана, где люди - просто жалкие статисты, средства для обогащения особой касты, касты "режиссеров", возомнивших себя зеркалами действительности.
Перефразируя слова, вложенные режиссером в уста Коли Сергеева, Звягинцев "нагнул" Министерство культуры РФ и в очередной раз получил бюджетные деньги для удовлетворения своих низменных потребностей.
Опять российский налогоплательщик оплачивает лживые измышления бездарных "творцов", не жалеющих ради грязного словца ни матери, ни отца, ни Родины.
Хочется спросить - доколе это будет продолжаться?