"Тёмные века" - термин, введённый итальянским поэтом эпохи Возрождения Петраркой для обозначения Средних веков - периода европейской истории со времени падения Западной Римской империи (476 г.) до Возрождения. В современной историографии этот термин используется по отношению к более узкому периоду времени от середины VI до середины VIII в. "Тёмными" эти века были названы из-за того, что воспринимались как период регресса. Остановилось развитие науки, искусства, культуры. Нет памятников архитектуры, нет научных открытий, нет известных философов.
Причины, как правило, видятся в политической нестабильности раздробленной феодальной Европы и антирациональности господствующей религии - христианства. Ведь точка зрения христианских мыслителей на познание противоположна точке зрения ионических философов. По их мнению, мир не был миром разума, но "городом Бога", который, может быть, постигнут только откровением, для которого Библия, писания отцов церкви и вдохновение самой церкви единственно верные источники. Наука не нужна, а философия, если и нужна, то только как служанка богословия и богославия.
Все вроде логично и верно фактологически. Но вся эта стройная схема буквально рушится на глазах, если мы обратим внимание на маленькую деталь - а попробуйте-ка назвать известных философов, важные научные открытия или гипотезы за предыдущие лет пятьсот или даже больше!
Платон, Аристотель, Евклид, Архимед - это все за триста и более лет до н. э. Есть более поздний Гиппарх - выдающийся астроном, механик, географ и математик II века до н. э. Его наблюдения и вычисления затем как минимум использовал Птолемей. Птолемей (ок. 87-ок. 165) - вот пожалуй, единственное известное имя, попадающее в пятисотлетний период до официальных "темных веков". Однако спорным является вопрос о соотношении работ Птолемея с работами более ранних авторов. Существует предположение, что звёздный каталог Птолемея был уточнённой версией каталога, созданного ранее Гиппархом.
Не мог он не знать и о другом великом астрономе - Аристархе Самосском. По крайней мере, он сам упоминает о наблюдении солнцестояния Аристархом в 280 году до н. э. Сам же Аристарх считается первым ученым, предложившим гелиоцентрическую систему мира и разработавшим научный метод определения расстояний до Солнца и Луны и их размеров. Любопытно, что Коперник в свою очередь ни разу не упомянет Аристарха в своём труде, хотя в рукописи это имя присутствовало, но из окончательного варианта оно будет вычеркнуто. Знал ли Коперник в период создания своей теории о гелиоцентрической системе древнегреческого астронома, остаётся неизвестным. Но приоритет Аристарха в создании гелиоцентрической системы признавали коперниканцы Галилей и Кеплер. И кстати, Аристарха и Коперника, при почти полной идентичности их работ, разделяют почти две тысячи лет - это уже не "темные века", а целые "темные тысячелетия".
Таким образом, при всем уважении к Птолемею, его труд в основном лишь собрание более древних астрономических знаний Греции и Ближнего Востока. Причем явно искаженное - ну не мог он, как человек образованный и прекрасный математик не знать об Аристархе и не понимать преимущества гелиоцентрической системы. Так почему же взял за основу более сложную геоцентрическую модель мира?
Вот что пишет практически современник Птолемея - раннехристианский теолог Тертуллиан:
Итак: что Афины - Иерусалиму? что Академия - Церкви? что еретики - христианам? Наше установление - с портика Соломонова, а он и сам передавал, что Господа должно искать в простоте сердца. Да запомнят это все, кто хотел сделать христианство и стоическим, и платоническим, и диалектическим.
Все просто. Интеллектуалы того времени прекрасно понимали неспособность свою противопоставить что-либо набиравшему силу христианскому учению и лишь на перегонки старались предложить ему свои услуги. И Птолемей, очевидно, исключением не стал.
Что же получается в остатке? "Темные века" философской рациональности наступили как минимум на полтысячелетия раньше исторических "темных веков". Значит, во-первых, они никак не могут быть следствием крушения Римской империи и всевластия антирационализма христианского учения. Ну а во-вторых, если к этому добавить очевидное - следствие идет за причиной и никак наоборот, то вполне вероятной выглядит гипотеза о том, что именно "темные века" философии стали причиной последовавших мрачных времен во всем остальном.