Если механик строит новую машину, вперед предвидя ее действие, то он достигает этого уяснением определенной зависимости явлений при соотношении одних рычагов с другими. Точно так же физик может определенно высчитать количество калорий, потребных для согревания определенного тела при данном его объеме, опять-таки руководясь выясненной раньше зависимостью. То же самое мы имеем в известной мере и в биологических знаниях, хотя развитие их далеко не достигает совершенства астрономии, химии, механики и физики.
Тем не менее законы Менделеева дают возможность предвидеть качество потомства, учение Дарвина делает понятным развитие живых организмов и предвидит возможные породы, которые открываются как вымершие в геологических пластах.
Палеонтолог имеет возможность, руководясь той же зависимостью, по одной или нескольким частям скелета воспроизводить в целом виде ту или иную вымершую породу. К тому же очевидно должны стремиться и гуманитарные науки и некоторые из них уже установили определенную зависимость явлений, достаточную для уяснения хода явлений в будущем.
Но они установили ее исключительно благодаря строго объективному методу, как это мы видим, например, в политической экономии, и чего нет в социологии. Известный в социологии закон исторического иллюзионизма показывает между прочим, как субъективное понимание явлений расходится с объективной действительностью. Доказано, например, что деятелям французской революции казалось, что они борются за свободу, равенство и братство всех граждан, а между тем на самом деле борьба шла за освобождение буржуазии от опеки феодализма, иначе говоря, борьба происходила в пользу интересов капитализма. То же произошло и с христианством. За что боролось христианство, за чистое ли учение Христа, как полагали его апологеты, или за схоластику, за иерархическое начало церковнослужительного персонала, за господство христианского материализма, как он проявляется в нынешних условиях. Расхождение между идеями, руководившими поборниками христианства, и объективными данными исторического движения христианства полное, и оно не замечалось самими руководителями христианского учения. Достаточно вспомнить хотя бы инквизицию. Еще например: недавно пережитая мировая война, в основе которой лежало экономическое соперничество Германии и Англии. К сокрушению одной стороны в этой войне стремились несомненно обе эти воюющие державы, у которых другие скорее были только сотрудниками, а кончилось тем, что капитализм вообще подорвал свое бытие, и война привела к необычайному росту социализма.
Вот почему и из социологии и вообще из понимания движения народных масс должен быть также исключен всякий субъективизм, и только строго объективное отношение к делу дает возможность установить определенную в этом отношении законосообразность.
Поэтому и в коллективной рефлексологии мы должны стремиться к тому же самому. И то обстоятельство, что в индивидуальной соотносительной деятельности нам удалось установить известные зависимости, вселяет надежду, что и в коллективной соотносительной деятельности эти зависимости могут быть обнаружены.
Даже более того, анализ соотносительных явлений, обнаруживаемых коллективом, приводит к выводу, что здесь имеются в общем те же зависимости, которые мы выяснили и в отношении проявлений соотносительной деятельности отдельной личности.
Оба эти знания, таким образом, в указанном отношении служат как бы подтверждением и проверкой одно другого.
Коллективная рефлексология, П., 1921