В российской истории можно подметить одну очень специфическую черту: очень часто деятели новой исторической эпохи отрицают ценности и достижения старой. Критика всегда необходима - но в истории нашего народа и страны критика предыдущего периода зачастую обретает болезненные черты полного отрицания и демонизации. Чем это чревато?
В жизни страны очень важно ощущение исторический преемственности, ощущение движения сквозь время вместе со своим народом, землёй и традициями. Можно представить себе это движение во времени как езду на машине: сначала на старой, потом на более новой, потом - на сверхсовременной. Но на машине одной и той же марки. В одном и том же направлении.
Что же происходит, если этой преемственности нет? Тогда историческое движение подобно движению автобуса, пассажиры которого на каждой остановке требуют поменять круглые колёса на овальные (а потом - наоборот). Затем - до полусмерти избивают и выкидывают в окно водителя, решительно осудив его за изрезанные спинки кресел и жвачку на сиденьях. Согласитесь, это не слишком продуктивно. Свидетельство тому - весело проносящийся мимо транспорт. Грустно, но именно так развивалась ситуация в российском государстве на протяжении нескольких последних столетий. [Читать дальше]
Особенно ярко это выразилось в прошлом, 20-м веке. Вот что тогда успело произойти:
- разрушение российской монархии - возникновение в 1917-м году "февральской России", которая отрицает ценности старой монархической модели - разрушение в том же году "февральского проекта", и возникновение коммунистического проекта, который полностью отрицает ценности как монархии, так и "февраля" - 1930-е: кристаллизация коммунистического проекта в виде фактически новой империи - "мягкий" антисоветский переворот 1953-о года, который отрицал ценности эпохи становления Красной Империи, и демонизировал лидера этой империи (И.В.Сталина) - "ползучий" антисоветский переворот 70-80-х годов, и последующий распад России в 1991-м году. Образованные в ходе распада государства полностью отрицают ценности предыдущего периода, и базируются на антиимперской и антирусской основе.
Глобальные повороты на 180 градусов, произошедшие в начале и конце 20-о века в нашей стране, по масштабам и последствиям сравнимы с Великой Французской революцией. Всего за один век мы пережили несколько событий, потрясающие другие ведущие страны лишь раз в несколько столетий.
Ничего отрадного в этой статистике нет. Она говорит отнюдь не о "загадочной русской душе". Частые, и притом кардинальные перемены в жизни страны свидетельствуют о том, что государствообразующие институты пришли в упадок, и не выполняют своих функций. В противном случае перемены не были бы такими частыми и резкими. В упадок пришёл и государствообразующий русский народ. В противном случае он бы так легко не распался на несколько "русскоязычных" составляющих в 90-х годах.
Kто наживается на нашем горе
Любые резкие изменения в жизни страны - это катастрофа. Гибнут и теряют здоровье массы людей, ломаются жизненные устои, распадаются семьи. Спокойная жизнь уходит в прошлое на десятки лет, а иногда не возвращается уже никогда.
Однако для многих чья-то беда - это возможность неплохо нажиться. Ослабление любого государства приводит к тому, что его начинают терзать внешние и внутренние враги. В мире существуют группы, у которых есть богатый практический опыт покорения и ограбления целых стран. Сегодня эти процессы уже фактически поставлены на поток: страны и народы собираются и разбираются буквально на промышленной основе. Спектр применения таких технологий широк: от так называемых "оранжевых революций" до прикладного этногенеза.
Одновременно с пополнением опытной базы и совершенствованием гуманитарного оружия идёт упрощение общества и дробление его на тысячи искусственных групп, которые позже сталкиваются лбами. Вместе с навязыванем индивидуализма наносятся точечные, но мощные удары по столпам общественного сознания, по священным символам (см. статью " Молекулярное изменение реальности"). Со временем все сложные формы и коллективы дробятся до состояния песка. Из этого песка можно лепить какие угодно временные формы, и сталкивать их между собой ради дальнейшей манипуляции населением.
Важность преемственности
Беды, постигающие народ во времена перемен, заставляют задумываться об очевидном: не столь важно название строя, как его устойчивость. Если строй неплох, но несовершенен, то со временем он выправится естественным путём - главное, чтобы основные институты работали в нужном народу направлении. Однако, при отсутствии запаса прочности легко сломать даже совершенную систему. В случае государства такой запас прочности обеспечивает историческая преемственность. Чем дальше народ видит себя в прошлом, и чем однороднее в его глазах суть родной страны в разные времена - тем увереннее он себя чувствует. Тем сложнее спровоцировать его на слом страны.
Советский Союз был хорошей страной. В духовном и физическом отношении это был пик расцвета России. Однако существенным изъяном идеологии СССР было отсутствие акцента на том, что Советский Союз - это Россия. Россией именовалась РСФСР (Великороссия), а не СССР (видимо, в целях борьбы с пресловутым "великорусским шовинизмом"). Хотя Древняя Русь, Русское царство, Российская империя и СССР - всё это одна и та же страна. После захвата и укрепления своей власти лидеры Красного проекта должны были делать на это упор, подчёркивать преемственность - но смогли решить задачу лишь отчасти, а антисоветский переворот 1953-о года свёл на нет все усилия.
Несмотря на то, что в позднесоветской культуре СССР царское время (за исключением правления Николая 2) оценивалось в целом нейтрально-доброжелательно, как часть русской истории, всё равно получалось так, что СССР противостоял Российской империи. И это правда. Но большевики боролись не с русской государственностью как таковой, а с её старой формой - так же, как это делали лидеры Великой французской революции, боровшиеся с монархией. Тем не менее, во Франции смогли избежать противопоставления эпох. Сегодня никому и в голову не придёт утвеждать, что "Франция, которую мы потеряли" закончилась в 1789, и сегодня на её месте нечто другое. Между тем, сглаживание стыка эпох само собой не происходит. Это - плод усилий. Во Франции такие усилия были предприняты. У нас - нет.
В результате у людей в СССР не было ощущения, что они живут в стране, которой тысячи лет, и которая просто меняла свой облик сквозь века. Впоследствии это сломало шею стране. Поскольку СССР по-прежнему представал не Россией, а антагонистом России, антисоветским сепаратистам было нетрудно убедить народ в том, что для счастья нужно просто восстановить старую страну. Несмотря на очевидность того, что устаревшую форму не воскресить, население не отторгнуло этот бред. Вряд ли бы это случилось, если бы у жителей России было ощущение того, что их страна растёт из седой старины, и ничуть не хуже других ведущих стран. Если же история страны в глазах народа выглядит нагромождением мелких, никак не связанных друг с другом позорных эпизодов - с ним и его страной можно делать всё, что угодно. В таких условиях легко создавать искусственные группы антагонистов, и делать перевороты, расхищая достояние и жизненную силу нации.
Искусственные противники и Pussy Riot
Вспомним, чем ознаменовался распад России в 91-м году: появлением на бывших российских территориях сонма религиозных сект и политических партий. Это сразу парализовало народ, разделило его на искусственные группы со смешными противоречиями, всячески раздувавшимися прессой как якобы имеющие важное значение.
Создание искусственных антагонистов в обществе делает его более управляемым. А поставив во главе противостоящих сторон недалёких или беспомощных людей (которые "делают хоть что-то"), можно заодно дискредитировать и флаги этих сторон. Со временем это создаёт идейный вакуум, "горизонтальный мир" без героев и вообще каких-либо координат. Идеально.
Здесь интересен феномен проекта "Pussy Riot". Это такая лакмусовая бумажка, индикатор. Мало кто обратил внимание на то, что, среди прочего, этот проект высветил две противостоящие группы, которые можно условно назвать "православная" и "советская".
"Советская" группа резко негативно относится к клерикализации РФ, не осознавая тот факт, что Ридигер, Гундяев, надувные храмы и шикарные машины "скромных служителей Господа" - это ещё не вся Церковь. Многие люди из этой группы одобряют акцию "PR" просто из-за неприятия навязываемой клерикализации. Кроме того, "советская" группа не понимает того, что в колониальной стране и религия носит колониальный характер. Не чувствует подлога, поскольку православие как тысячелетняя традиция этой группе непонятно и чуждо - ибо руководство СССР не сумело провести мостик преемственности к прежней России. Поэтому у них нет возможности отличить власовское "православие" от настоящего русского православия.
"Православная" же группа в целом мощно индоктринирована антисоветской пропагандой. Эта слабость имеет ту же причину: нет понимания того, что СССР и Российская империя - это одна и та же страна. Сколь-нибудь конструктивное общение с этой группой затруднено, тем более, что она ощущает себя безусловным триумфатором.
Есть очевидная реальность: то, что питало "советскую" группу, умерло 20 лет назад, а духовная пища "православной" группы отравлена ненавистью к СССР и слепой преданностью администрации РФ. В этих условиях "советская" группа будет рано или поздно загнана в угол. Тогда неизбежно произойдёт её мобилизация, и эта группа будет атаковать, щедро мстя за последние 20 лет. Это новая гражданская война.
Конфликт налицо, и в нужный момент его можно будет быстро раскачать. И это всего лишь один пример. Чем больше разнородных групп, и чем меньше у них традиционных, непротиворечивых ценностей - тем проще их сталкивать, и тем проще извлекать выгоду из создаваемого хаоса.
Выводы
Вот такие последствия у такой малозаметной проблемы, как отсутствие преемственности. Между тем, смазать противоречия между двумя эпохами, и обозначить связь между ними не так сложно, как кажется. На самом деле, на государственном уровне такие задачи решаются очень легко. Стоит лишь чуть-чуть изменить акценты, дать время прорасти новому посеву - и история России превратится из истории жалких недоевропейцев в историю героического народа. И СССР с РИ не будут казаться разными странами.
Восстановление связи времён с опорой на традиции, которые составляли стержень России в течение тысячелетий её истории - это важнейший вопрос, который должна решать администрация РФ. То, что этого сегодня не происходит, говорит лишь о том, что такая задача не ставится. Либо ставится несколько иная задача.
Впрочем, для решения этого вопроса не нужен административный ресурс. Для этого нужна воля и воображение художников и режиссёров, учёных, писателей и публицистов. Нужно создать ясную и непротиворечивую концепцию, создать яркие образы - и тогда миллионы людей услышат это послание. Общество преобразуется именно так, а не благодаря указам правителя.