Дачный сарай - это остров сокровищ среди бескрайних августовских просторов, по которым неутомимый ветер гонит и гонит зеленую волну. Чего только не раскопаешь в его недрах, каких чудес не отыщешь. Он имеет девять м (миль, конечно!) в длину и пять в ширину и очертаниями напоминает... дачный сарай и напомнает, что ж еще? Карту Флинта с тремя красными крестами и надписью "Главные сокровища здесь!" я не раздобыла, надеюсь на интуицию и удачу. Отчаливаю от крыльца.
- Вира якорь! (Есть вира якорь!)
- На фалах-генералах! Гафелях-гарделях! Деррик-фалах! Топсель-шкотах и оттяжках! Паруса па-а-аднять! (Есть поднять!)
Сама себе "Испаньола". Сама же и команда: шустрый юнга Джим Хокинс, пират-пропойца Билли Бонс... нет! стоп! Бонса к моменту отплытия "Испаньолы" хватил смертельный удар... неунывающий доктор Ливси, болтливый сэр Трэлони, отважный капитан Смолетт, одноногий Сильвер... На плече у меня сидит, размахивая хвостом и на всю округу деря глотку: "Пиастры! Пиастры!", тень кота Саа. (Сокращенно от Саакашвили. Эта наглая рыжая морда (с) приблудилась в начале августа, грелась на наших капотах, ночевала в нашей хлебнице, тырила наше курабье, игнорируя колбасу, а потом исчезла. Но ведь у настоящего искателя сокровищ всегда кто-то должен орать на плече "пиастры!", если не попугай или на худой случай кот, пусть хоть тень кота.) Ветер в паруса и корму дует ровно и сильно. Сто м (миль, конечно!) я преодолеваю, не успев оглянуться. "Земля! Земля!" Но что это за странный предмет покачивается на волнах прибоя?! А! да это же главный сундук Флинта - большой фибровый чемодан! Крышка откинута, он пустой! На дне ничего, кроме алюминиевой чайной ложки. "Это, что ли, твои семьсот тысяч, Сильвер?!" Проклятье, кто-то опередил меня! Разрази меня гром, если это не Бен Ган, пройдоха Бен Ган...
Спасибо, Аркаша, ты отлично исполнил роль Бена Гана. Так что было в сунд... чемодане?
Два фотоальбома формата А2, обтянутых серой материей. Один хорошо сохранился, у второго крышка вся в земле, страницы отсырели, фотографии слиплись, не знаю, что с этим делать.
Смотрю первый. Серые шероховатые листы заклеены старыми снимками - все сепия, настоящая, не фотошопная. Одна страница - Рига, несколько страниц - Киль (германский портовый город):
Остальное - Бельгия:
По легенде, дед авиатора еще до войны ездил в Брюссель на международную выставку. Точнее никто ничего сказать не может, деда уже четверть века нет в живых.
Я несколько раз подряд пролистываю альбом. С начала до конца. С конца к началу. Когда касаешься истории общим порядком - через доступные для всех тексты, снимки, тебе от этой истории достается существенно меньшая доля, нежели когда ты, как царь Кащей, чахнешь над свидетельствами прошлого, которые, кроме тебя, держали в руках еще только два-три-четыре человека.
Зарядила Гугл на "Брюссель, выставка", выяснила, что дело происходило в 1958 году. Брюссельская эксибишн - из того самого ряда всемирных выставок, которые с 1851 года проводятся с условной приодичностью и на которых страны демонстрируют достижения своих народных хозяйств. Вообще-то, "демонстрируют достижения" - это эвфемизм, потому что на самом деле они "колотят понты". Для такой выставки 1889 года в Париже была возведена Эйфелева башня. Россия до революции регулярно ездила на эти сборища и ошеломляла остальных участников восточной роскошью. Советский Союз принял участие в пяти выставках. В 1937 году в Париж он привез мухинского "Рабочего и колхозницу", в 1958 году в Брюссель - модели первых космических спутников (с момента их запуска минул всего год) и фильм про то, как в стране практически победившего социализма используют ядерную энергию в мирных целях.
Брюссельская выставка была первой послевоенной, она проходила в разгар холодной войны под девизом "Человек и прогресс".
Бельгия построила ради такого всемирного случая колоссальный выставочный комплекс "Атомиум". Весь рунет упорно уверяет меня, что это сооружение представляет собой модель молекулы железа в масштабе 1 : 165 000 000 000. Но мой любимый химик, глянув на картинку, ухмыльнулась: Ма, какая же это молекула? У железа молекула - атом. На самом деле это минимальный элемент кристаллической решетки, классическая объемно-центрированная структура.
Кубик, в каждом углу которого и в центре находится по сфере-"атому" (всего их девять, это выставочные залы), одним из углов поставлен на землю. Высота комплекса 102 м, диаметр сфер 18 м, длина труб, соединяющих сферы, 23 м - это коридоры, в них встроены эскалаторы.
Картинки с выставки (слайд-шоу, 27 фото)
Брюссель образца 1958 года (слайд-шоу, 29 фото)
Автор фотографий неизвестен.
Альбомы нашлись в августе прошлого года.
В мае нынешнего подумала, почему бы их не репродуцировать.
Пиратское начало у записи получилось из-за того, что на днях мы пересмотрели замечательный двухсерийный мультфильм "Остров сокровищ" 1989 года, где Сильвера озвучивает Армен Джигарханян. Авиатор теперь сыплет цитатами с утра до вечера, на разные голоса.
В мультфильме использованы тексты с моей любимой пластинки, записанной в 1972 году. В детстве я ее крутила по нескольку раз в день и могла проговорить всю постановку наизусть. Там текст за автора читал Юрий Яковлев, за Билли Бонса говорит Папанов, за слепого Пью - Вицин, за доктора Ливси - Плятт, ну и так далее. Кстати образ Ливси в мультфильме срисован, на мой взгляд, с Плятта, и Паперный пытается имитировать пляттовский голос.
Можно считать, что я немножко впала в детство.