Aug 23, 2024 11:16
Платоновские идеи (эйдосы): вот конкретный стул, а есть идея стула, которой мы его, этот конкретный стул, объединяем в категорию ему подобных. Это понятно, это отражает нашу способность к абстрактному мышлению. Но Платон настаивал, что идеальный мир существует точно так же, как наш физический (и даже больше). Это как?
Действительно, эйдосы -- наша форма мышления, наш человеческий феномен -- захватывают нас, управляют нашим мышлением и порой нашей деятельностью. Жизнь отдать за идею -- это оно.
Но они (эйдосы) -- всё-таки наши формулы. Сапиенс постоянно конструирует идеи Будушего, идеи Правильного.
Можно провести аналогию с развитием мышления у детей (филогенез есть краткое повторение онтогенеза: высокоразвитое существо проходит в своем эмбриональном развитии прежние стадии, только без изысков, упрощенно, основные этапы; так у человеческого эмбриона есть жабры). -- Как детеныш сапиенса постигает абстракции -- урок нам. А потом -- юношеские идеи (энергии иного, опыта мало). А потом -- зрелость...
Человек, познавая мир, наполняет его эйдосами, смыслами. Он познает мир физический (химический, биологический), внося в него формулы (суть эйдосы). А они не всегда верны, и он их переделывает...
Так же человек создаёт эйдосы "демократия", "свобода слова", уточняет формулировки, но время от времени забывает, что это его формулировки, очень обижается, что формулы не соответствуют действительности. Хотя всё дело именно в том, что это человеческие представления недостаточно соответствуют реальности, которые мы познаём и описываем.
Отсюда частая жалоба стареющих философов: "мир катится в тартарары", - а это в тартарары катятся философы, а мир катится своим путём...
Философия