Oct 23, 2023 16:47
После нейтрализации бешеных собак возникает тема: что делать с тем обществом, которое этих бешеных собак оправдывает и часто подкармливает или даже питает. И тут же неизбежно встаёт вопрос «столкновения цивилизаций», «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им не сойтись» и т.д. А значит, возникает проблема менталитета.
* * * * *
Что такое «менталитет»? Чего, как говорят нам политологи, не существует?
Менталитета, как имманентности, нет - есть стереотип поведения.
Имманентность - это наследственное и врождённое, то что нельзя изменить. Гены кодируют белки, которые определяют переносимость разной пищи. Гены кодируют белки, которые определяют, с такой скоростью осуществляют обратный захват серотонина, норадреналина и дофамина в синапсах головного мозга, от чего зависит поведение.
Генетически предопределены непоседы и домоседы, люди с повышенной энергетикой и которые довольствуются имеющимся, весельчаки и унылые. Гены определяют цвет кожи и форму носа, определяют, как хорошо мы переносим холод или жару, как потеем... Это нам дано. Это то, что нельзя изменить.
А стереотип поведения - это наша (!) адаптация к окружающей среде, природной и человеческой. Мы уже родились (с генами, которые не изменить), а дальше растём в окружающей среде, впитываем молоко матери и её культуру (или не-матери), впитываем культуру отца (или отчима) и других родственников, которые рядом, учимся-обезьяничаем, учимся больше «с рук», чем со слов. Мы учимся общению с ровесниками в песочнике (мне объясняли, что чужого мальчика бить по голове лопаткой нехорошо), мы учимся общению с девочками (кто они такое, как с ними знакомиться и т.д.). Мы смотрим, как папа относится к маме, а как к маме относится бабушка со стороны отца (свекровь). Потом мы всё это воспроизводим. Когда в порыве гнева родители вопрошали, откуда что берётся, им можно ответить: не из воздуха.
Очень сильное впечатление производит наблюдение за младенцами из детских домов: они очень отличаются от домашних детей, не капризничают, мало выражают эмоции, потому что их «опыт жизни» говорит, что им жаловаться некому. Из них часто вырастают «нормальные люди», но детдомовская базовая настройка остаётся навсегда.
Однако какие бы навыки, какое бы воспитание не получали дети, всё, что они приобретают в процессе жизни, поверяется социальным одобрением или неодобрением. Мы ищем одобрения (подтверждения) от родителей, других старших, потом от воспитателей, от начальства. А ещё полученная от старших информация поверяется сверстниками, а у тех - свои источники опыта. Учитывая сложность человеческого общества, неизбежны конфликты ценностей, но некие силовые линии, силовые поля «общепринятых ценностей» способны многое причесать.
По мере взросления люди входят в сферу смысла и воспринимают идеи по-своему, в подростковом периоде мы часто переосмысливаем полученный опыт и делаем свои выводы. Но людей, в итоге преодолевающих инерцию окружающего, не так много в процентном отношении. Потому - «менталитет». Социум стремится воспроизводить сам себя, он инертен, а все изменения - с лагом поколений.
...Можно сколько угодно приводить, как аргумент, что нельзя зайцев и волков, или львов и агнцев держать вместе - это плохая аналогия. Всё не так, все люди - одного вида, сапиенсы. Видовых различий между нами нет. А вот социально одобряемое поведение можно и нужно контролировать.
Философия,
Многообразие,
креативное государство