Jul 15, 2023 18:00
Очевидно, что фраза: «Я русский, какой восторг!» - в разном контексте звучит по-разному и, главное, означает разное. Потому что абстрактного «русского мира» нет, а есть конкретные люди с определёнными свойствами, конкретными ценностями, и ещё есть исторические обстоятельства.
«Распятый мальчик» в Донецке призвал к оружию многих русских, но в итоге получилась ДНР с технологией МММ и беспределом вместо права. Люди адаптировались (я бы сказал «привыкли», но это скорее персистенция - существование в условиях неблагоприятной среды, это скорее слово «пережить»); самых идейных пустили в расход; среди оставшихся много сторонников «русского мира» - но всё менее понятно, каковы их положительные ценности (отрицательные понятны: против укронацистов и против коверканья русского языка). В то же время Кущёвка (реальная российская действительность, а не придуманный «распятый мальчик») никаких долгосрочных последствий не вызвала, шок был не «цивилизационным», а бытовым (типа, «чего не бывает…»).
Для людей, понимавших, что такое путинская Россия, смешно выглядел восторг «русскомирских» крымчан после 2014 года. Блогер Горский, имевший свою трибуну аж на «Эхе Москвы», начинал со свинячьего восторга по поводу «воссоединения», но очень быстро тон его постов изменился: что это творится? что это за беспредел в Крыму? где право? Потому что для людей, не имевших доступа к кормушке, всё оказалось нерадостно, а недовольство очень скоро стало уголовно наказуемо. Хотя многим понравилось, россияне посейчас ездят в Крым отдыхать. Такова современная Россия.
Всё очень конкретно. Русские образца 1913 года и русские 1933 года - это очень разные типажи. А русские 1979 года - вообще тридцать третье.
Многие представители дореволюционной России болезненно воспринимали Россию Советскую и даже считали возможным сотрудничать с нацисткой Германией, кто-то служил в вермахте. Тема А. А. Власова немного не о том, там много от безысходности тысяч и десятков тысяч людей, попавших в плен. Но тема П. Н. Краснова - она об этом. Для этих русских советское было неприемлемо. Рецидив гражданской войны в годы Великой Отечественной - факт. Он тщательно замарывался, но шила в мешке не утаишь.
А многим русским было не до белых и красных, им было важно пережить страшные события (они персистировали). Им было важно, чтобы война закончилась, чтобы перестали стрелять и бомбить, а ещё чтобы перестали забирать мужчин... Было не до славы, и было счастье от объявления новости об окончании войны. Послевоенные годы были страшно тяжёлыми, но одной бедой стало меньше.
...Год назад я видел сцену в магазине в России: немолодая женщина (дело было вскоре после потопления крейсера «Москва») буквально трясла кулаками и кричала: «Мы русские! Вы ещё не знаете, с кем связались!»
Она кричала о важном. Хотелось бы понять, о чём именно, но она рационально не формулировала. Она просто кричала: «мы русские! с нами так нельзя!»
Рядом стояли таджики и какие-то кавказцы (то ли осетины, то ли из Дагестана), они были свои. Но если бы кто-нибудь заговорил тогда по-украински, ему бы не поздоровалось. А хоть бы и по-белорусски, не стали бы разбираться.
...В 90-е у меня по соседству жил настоящий архивариус с коллекцией потрясающих книг и артефактов. Он был представителем русского Витебска. Особенно его интересовала тема Наполеона и войны 1812 года, но с позиции Российской империи. Тема восторженного приёма французов витебским городским населением ему была непонятна.
Сейчас я знаю, что во многом русский мир в Беларуси стал возможен именно в результате геноцида (Ночь расстрелянных поэтов - известный эпизод, но он был не единственным). Но мой русский старший товарищ об этом тогда не знал и в этом, скорее всего, был не виноват. Я об этом тогда тоже не знал. Русский Витебск в начале 90-х был реальностью и не подвергался сомнению.
«Русскомирские активисты» более позднего времени были активнее: они именно что навязывались со своими темами, пару раз даже раздавали прохожим георгиевские ленточки. Объяснить им и их сторонникам, что речь идёт не об абстрактной «Великой России», а о конкретной путинской, было сложно, почти невозможно. Им недоступно, что между Путиным и Екатериной II - пропасть. Мой последний аргумент был - отдельная Беларусь гарантировала неучастие белорусов, наших братьев и сыновей, в конкретных действиях России на Кавказе (в Чечне) и вот теперь в Украине. Но нефтедоллары и сияющие огни Москвы застилали глаза.
Нынешний Русский мир в том числе про Пушкина, он на знамёнах, его привозят в украинские города. Памятник Пушкину в своё время поставили в Витебске. Позже, когда в Витебске ставили памятник великому князю Ольгерду, было большое недовольство «русскомирцев». К Пушкину вопросов не было.
Скорее всего, русские солдаты и офицеры не перечитывают на привале Евгения Онегина; может, и перечитывают. Писали, что кто-то пошёл на войну, потому что в украинской школе стали преподавать Пушкина на украинской мове, стали «коверкать» Пушкина! И вот Пушкина привозят в обозе ВМЕСТО той культуры, которую тщательно вытаптывают. У меня в Беларуси после ночи расстрелянных поэтов 1937 года и учить-то на уроке белорусской литературы было некого! Пушкина нам преподавали не вместе с Адамом Мицкевичем, а вместо.
Поэтому теперь, как писал великий русский писатель Абрам Терц, «за всё ответит Пушкин». Как в воду глядел. Ему, слава Богу, давно уже всё равно.
* * * * *
Сергей Лукьяненко, когда-то мой любимый фантаст, дал интервью «Комсомольской правде». Заглавный слоган: «Если бы СССР победил в холодной войне, человечество уже высадилось бы на Марсе».
Интервью вышло 14 июля 2023 года, в то самое время, когда реальная Россия всё больше погружается в архаику. А у меня больная тема: а кто «это всё» сотворил с советским / российским космосом? Рогозин как симптом, и синдром (комплекс симптомов), и даже болезнь…
В российском воспалённом воображении по-прежнему сильно: «если бы СССР не проиграл, а сохранился, то уж мы бы!..» Книжные магазины завалены поделками типа «Медаль за город Вашингтон» и тому подобным. А между тем реальный слоган современной России: «Юра, мы всё просрали».
...Древние «греки», которые атаковали Трою, были «златокудры». А современные греки - жгучие брюнеты.
Философия,
Параллели,
креативное государство