Сегодня в Петрозаводске похоронили Дмитрия Степановича Александрова. Он прошел две войны - финскую и Отечественную. По национальности он был карелом, таких патриотов нашей страны, как он, мне видеть приходилось мало.
Группа бойцов и командиров 43-й стрелковой дивизии. Д. Александров сидит (первый слева) в форме Финской Народной Армии. 25 марта 1940 года.
В 1940 году
он был бойцом Финской Народной Армии, которая была создана в 1939 году из финнов и карелов. Эта армия должна была войти в Хельсинки и установить там Советскую власть. Но не получилось.
В Великую Отечественную он был комиссаром партизанского отряда "Вперед". Партизанское движение в Карелии было своеобразным, партизанские отряды базировались на нашей территории и периодически уходили в рейды на оккупированную финнами территорию. Это объяснялось тем, что местное население оттуда в основном было эвакуировано и в результате партизаны не могли найти там продовольствия.
Помню, как он рассказывал о той поре. Особенно мне врезался в память его рассказ о том, как их партизанский отряд однажды загнали в непроходимое болото и чтобы выбраться из него надо было передвигаться от кочки до кочки. Последний остававшийся на этой кочке уже выбраться не мог. Оставались только добровольцы. "Мы по горло в грязи перебирались через топь, а позади оставались наши товарищи, которые обеспечивали наш выход из болота. А потом сзади раздавался одиночный выстрел. Они убивали себя... В том проклятом болоте мы оставили 18 своих товарищей...".
Ему было 94 года. До последнего дня он переводил деньги со своей пенсии на счет КПРФ.
Спокойно трубку докурил до конца,
Спокойно улыбку стер с лица.
"Команда, во фронт! Офицеры, вперед!"
Сухими шагами командир идет.
И слова равняются в полный рост:
"С якоря в восемь. Курс - ост.
У кого жена, брат -
Пишите, мы не придем назад.
Зато будет знатный кегельбан".
И старший в ответ: "Есть, капитан!"
А самый дерзкий и молодой
Смотрел на солнце над водой.
"Не все ли равно,- сказал он,- где?
Еще спокойней лежать в воде".
Адмиральским ушам простукал рассвет:
"Приказ исполнен. Спасенных нет".
Гвозди б делать из этих людей:
Крепче б не было в мире гвоздей.
Вечная Вам память, Дмитрий Степанович!