Jun 24, 2019 07:53
Глобальное проектирование стало очень популярным. Все хотят быть геостратегами, но пока только один Школьников таким термином пользуется. А желание есть у многих. Постоянно появляются статьи на эту тему, на телевидении даже есть программа с названием Красный проект. Но в чем суть таких проектов, каждый пытается объяснить в меру своего понимания.
Есть мнение, что Красный проект это способ соединения Христианской системы ценностей с идеей научно-технического прогресса. Его отстаивает М.Л. Хазин и его сподвижники. Это очень упрощенное определение и без обоснования определений его сложно разъяснить. Даже понятие христианских ценностей не однозначно. На одной из встреч с друзьями мы обсуждали христианские ценности. И разброс мнений был очень большой.
По моему мнению, Красный проект это попытка людей построить общество, живущее по законам разума, где человек человеку друг, товарищ и брат, почти рай. Если внимательно посмотреть, то христианские ценности тоже ставили подобную задачу, хотя о рае говорилось в другом месте.
Христианские ценности имеют тысячелетнюю историю. Почему они необходимы.
Что есть человек, гомо сапиенс, человек разумный. То есть вначале животное, которому Бог, или природа, или эволюция дали сознание (разум). Но животное осталось, и у животного преобладают инстинкты (желания и потребности), а разум часто используется только для лучшего удовлетворения желаний и потребностей. Когда все стремятся только удовлетворять животные инстинкты, то действует закон джунглей - «человек человеку волк». Но отдельный человек слаб, только вместе обществом люди представляют силу, способную на многое. Причем силу вооруженную разумом. Христианские ценности это и есть правила, которые должны обеспечить жизнь людей в обществе, чтобы стать силой. Полагают, что подобные ценности существовали и до христианских времен. Но действовали они на небольшие сообщества. Вначале на род. Для всех членов рода были одни правила, они признавались своими и людьми. А вне рода были враги и нелюди. Потом планка подняли до племени и даже царства. И только христианские ценности впервые попытались применить для всех людей, независимо от их веры, расы и пр.
Проблема в том, как внедрить эти ценности в сознание людей. Уже тысячелетия пытаются выполнить такую задачу.
В дохристианские времена ценности внедрялись в сознание людей всем родом, племенем, общинами. Полагают, что эти ценности передавались от поколения к поколению без письменных записей в форме обрядов, обычаев, сказок, песен, былин. Откуда появились такие ценности в родовых обществах людей, нет однозначного ответа. Одни говорят, что это Бог дал, другие, что это природа путем эволюции. Однако почти все сходятся, что была стройная система духовного воздействия на человека, и многие элементы этой системы или потеряны, или стали не нужными. Возможно потому, что сознание, как отдельных людей, так и человеческих сообществ сильно изменилось. Знания о мире и человеке стали передавать не только с помощью членов общины, но и от специально подготовленных людей. В результате опыта и накопления объем таких знаний постоянно нарастал. Как правило, знания передавались от учителя к ученику в назидательной форме, нарастал догматизм. Главным становился не поиск истины, или установление контакта с природой, а заучивание догм принимаемых на веру. Такие догмы стали записывать в виде заветов. Формируются касты посвященных, религиозные секты. Они начинают говорить от имени Бога или его наместника на земле, становятся властью, которая не создает материальные ценности, но их потребляет и в значительном количестве. Взамен они учили людей, как надо жить, давали или продавали (обменивали) духовную пищу. Так появляется духовная или религиозная власть.
Вместе с усложнением общества людей формируется и мирская власть. Есть мнение, что власть это узаконенное насилие. То есть вначале банда просто грабит всех подряд. Затем начинает облагать оброком налогами людей на определенной территории. При этом обещая защиту от других банд. Это, конечно, упрощенное представление, но власть действительно узаконенное насилие. Только власть имеет право применять насилие. А общество живет мирно. Однако для этого общество должно признать законность власти и ее право на насилие. Ведь оно должно почти добровольно отдавать дань, налоги. Власть не может всегда применять силу. Народа больше, чем бандитов у власти. Мирской власти сильно помогла религиозная власть и особенно в христианский период.
Религия придала власти божественный окрас. Правители стали править как представители Бога на земле. Религиозные деятели, использовали накопленный опыт управления своей паствой, свои знания о природе, психике человека, истории человечества.
Однако накопленные знания часто имели догматический характер, они принимались на веру и не проверялись. Эти знания позволяли властителям держать поданных в подчинении, но не давали возможности увеличивать богатство, создаваемое подвластными людьми. Не служили прогрессу в понимании закономерностей природы, созданию техники, позволяющей использовать новые возможности в интересах людей.
Полагают, что первым религиозным глобальным проектом был Иудаизм. Иудеи с помощью религии смогли создать очень сплоченную общину, в которой действуют библейские заповеди, но только для «своих» - евреев. На остальные народы эти заповеди распространяются выборочно в пользу иудеев. И главным считают это применение ссудного процента для всех народов кроме своих евреев. Причем свой Иудейский проект евреи смогли сформировать, как глобальный, даже при отсутствии государства евреев.
На основе Иудейского возник Христианский проект.
Священники христианской церкви выполняли заповеди христианства выборочно. Главное внимание сосредоточили не на исполнении и примере в образе жизни, а на поиске грехов и, прежде всего, у паствы. И борьба с грехом приносила огромные прибыли церкви, потому как она присвоила себе право отпускать или прощать грехи за определенную мзду. При этом бывали периоды, когда во главе церкви и во главе государств разврат, блуд и другие грехи были нормой жизни. Но от поданных требовали избавиться от греха, в том числе и жестокими казнями инквизиции. Такое лицемерие в правящей верхушке часто приводило к переворотам, войнам, революциям и не способствовало увеличению общего богатства государств. То есть во власти и у народа воспитывались и прививались разные ценности. Хотя христианство проповедало всеобщее равенство пред Богом, однако в каждом царстве старались правители создать свою подчиненную церковь. Чтобы она позволяла воевать с другими царствами (государствами), признавая поданных другого властителя чужими. Таким образом придавая войнам священный характер. Указанные противоречия привели к расколу христианства: православие, католицизм, протестанты и мн. др.
Христианство также постепенно перестало выполнять функцию обобществления знаний о мире и даже наоборот стало тормозить познание. Даже история в церковных книгах писалась только в интересах церкви и иногда правителей. Есть мнение, что реформация в церкви 16 века послужила началом возникновения и развития науки, как альтернатива познания.
Полагают, что реформация дала также начало капитализму или новому глобальному Капиталистическому проекту. Где ставка стала делаться на грешность человека, его животную сущность. Прежде всего, стремление к наживе, стяжательству, гордыне, поощрению людских страстей и страстишек. При этом отцы реформации пытались среди своих соблюдать христианские ценности, но для всех остальных только в нужных власти направлениях.
Познанием мира и техникой стали заниматься отдельные люди вне церкви. И эта деятельность стала основой науки. Нау́ка - область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности. Основой этой деятельности является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация...
Такое освобождение от надзора церкви привело к резкому росту вначале науки, а затем и технического прогресса.
Однако технический прогресс, хотя и позволил производить много материальных ценностей, но распределение этих ценностей осталось не справедливым. Богатели только правители и кучка приближенный к ним лиц. Основные массы людей по-прежнему были бедны. И тогда лучшие умы человечества стали искать пути, как создать более справедливое общество. Но законов, по которым надо бы строить такое общество никто не знал. Вначале попытались представить эти общности виртуально, описывая в литературе. Такие попытки получили название : «Утопический социализм». Затем появились энтузиасты, попытавшиеся свои представления о социализме воплотить в жизнь. Тогда казалось, что все проблемы от эксплуатации людей и нехватки средств для нормального существования. Но все такие искусственно созданные коммуны быстро распадались. Не было силы, которая бы их удерживала вместе и позволяла противостоять искушениям.
По моему мнению, наиболее влиятельной была протестантская община, точнее общины. Члены этой общины были объединены христианской верой и старались внутри общины соблюдать христианские ценности. То есть члены общины были своими, хотя и не родственниками. А все остальные люди за пределами общины были чужими. Этих чужих можно было нещадно эксплуатировать, присваивая результаты их труда разными способами.
Протестанты, как полагают, стали основой для развития Капиталистического проекта, который стал теснить Иудейский.
Капиталистический проект, точнее его приверженцы, реализовывали его в глобальном масштабе, но базировались на разных странах. Однако, несмотря на бурное развитие технического прогресса и увеличение материального производства, и даже на сильное влияние протестантов, христианские ценности не прижились даже в масштабах этих стран. Выпущенный из бутылки джин наживы и стяжательства размывал все устои. Имущественное расслоение только увеличивалось.
В 19 веке на основе имеющихся тогда научных данных и представлений суть капитализма детально описал в своем знаменитом труде «Капитал» К.Маркс. Он показал, что богатство и капитал формируются в основном за счет эксплуатации одних людей, по его определению класса, других - пролетариев. И предположил, что если устранить эксплуатацию, прежде всего за счет обобществления средств производства, то можно построить новое общество. Почти рай на земле, который он назвал коммунизмом. Однако попытки построить это общество лично Марксом и его последователями в Европе во времена Французской революции провалились. Но идея стала распространяться, вовлекая все новых людей, будоража лучшие умы. Возникли партии коммунистического направления. По мнению Маркса, коммунизм можно было построить только в развитых капиталистических странах. Россию он считал аграрной, дикой страной, где капитализм только зарождался.
Продолжение следует…
Человек,
Геополитика