Колымские байки. Как строили аэропорт

Nov 05, 2016 19:03


Взято из книги в честь 20-летия аэропорта МАГАДАН

Аэродром предстояло строить в 56-ти километрах от Магадана. Там была сплошная тайга, тучи комаров и один покосившийся барак, - вспоминает известный магаданский строитель, один из первых главных инженеров строительства аэродрома Э. И. Райский в книге «Каждый выбирает для себя». (М., 2003). - И очень ранимая природа. Под ногами, под мохо-торфяным слоем - вечная мерзлота. Причем высокотемпературная - самая коварная, распространенная на значительной части Северо-Востока.
.........................
.........................
...На строительстве аэродрома каждый день приносил особые, колымские сюрпризы. Нас подводил завод, выпускавший всю арматуру для взлетно-посадочной полосы, щебень для товарного бетона, весь товарный бетон, который укладывался в полосу. Это довольно крупное предприятие строительных материалов было одной из структур сооружавшей аэропортовый комплекс зоны с численностью работающих 700 человек.

Сэм лагерь строгого режима, откуда доставляли рабочих, находился в Упта-ре, в семи километрах от места строительства. В магаданских условиях каждый не только час - минута работы с монолитным бетоном была на счету. Существовала минимальная суточная норма укладки бетона, меньше которой работа теряла смысл: пропадал впустую короткий строительный сезон. Вес упиралось в это злосчастное предприятие. От него требовалась работа напряженная, ответственная. А откуда ей взяться? Заключенные и есть заключенные.
........................
Вдруг приезжает ко мне Иван Николаевич Угрюмов, прокурор по надзору за местами лишения свободы. Периодически он проверяет, что происходит в зонах. Зашел к нам: «Вы чего такие скучные?». Я стал рассказывать. Беда, говорю, просто беда. А магаданцы, надо сказать, следили за строительством аэродрома. Кому охота испытывать приключения при поездках в отпуск и обратно! Все ловили передачи по радио, строчки в газетах, обсуждали ход стройки на самых неожиданных сборищах.

Иван Николаевич опустился на стул. «Знаешь, я тебе дам совет. Но только ты на меня не ссылайся. У тебя сколько человек работает? Семьсот? Ты должен каждый день давать на эту зону - без денег! - 2100 больших пирожков и 350 пачек грузинского чая. Но только грузинского, понял?»

Как не понять. Только из грузинского листового чая делают настоящий чифир. Ни индийский, никакой другой не годится: получается просто горчичный напиток, никак на организм не воздействующий. И заключенные это знают.
«ты проделай все это в один сезон, а я проверять тебя ни стану», - обещает Иван Николаевич - «надо же что-то делать».

Видимо, он сдержал слово. Я встретил начальника лагеря «Уптар», начал было говорить: «Слушай, знаешь, мы вот хотим...» А он в ответ: «Ничего не знаю!» - и ушел от разговора. Значит, представлял, о чем идет речь.

А я тем временем собрал на стройке работников нашей стоповой. Они поняли задачу, поставили несколько человек на изготовление огромных по размерам пирожков с разной начинкой -с картошкой, капустой, горохом. Завезли коробки с грузинским чаем, раздобыли немного кускового сахара. Когда все было готово, я отправился в зону, собрал бригадиров и центровых. «Центровыми» называли влиятельных в лагере воров, которые выходили на работу, но не работали. Они во многом определяли атмосферу в зоне.

«Вот так, - говорю. - предлагаю условия: к вашей зарплате, которая начисляется, в течение дня, даю по три пирожка...» И показываю - они были хорошо выпечены, вкусно пахли, лоснились маслом. «А также по половине пачки чая грузинского, по три кусочка сахара».

Они сидят, смотрят в высшей степени недоверчиво. Их же кормили ужасно. Наконец заговорили: «Ну, ладно, начальник, давай распишем, что надо». Мы стали расписывать вес виды работ по арматуре, щебню, перегрузке цемента, изготовлению товарного бетона, стеновых материалов. Расписали потребность суточную, затем часовую - чего и сколько требуется в час. И кто за поставки отвечает. На другой день картина совершенно изменилась.

В августе 1961 года бетонорастворный узел вышел ма проектную мощность, что позволило форсировать вce работы.

9 августа 1963 года стройуправление №4 (начальник К.В. Кашлаков) досрочно закончило строительство первой очереди взлетно-посадочной полосы.

----------------------
Е. А. Безнутрова, Д. И. Райзман   Воздушные ворота Колымы. Международный аэропорт «Магадан». 20-лет - Магадан: Охотник, 2011

Колымские байки, авиация, Колыма

Up