http://www.eloquence.co.kr/index.php/alexander-vasin/ Текст интервью по-русски:
Наш первый вопрос, как одному из основателей конкурса «Тайпомания». Как родилась идея его создания? В чем его концепция?
Типографическое видео (то есть видео, в котором ключевую роль играет шрифт), очень популярно во всем мире, но в России до сих пор не было конкурса, посвященного этой теме. Идея висела в воздухе, надо было просто протянуть руку и взять. Что мы с Натальей Вельчинской и сделали. На конкурс поступило много очень разных работ: студенческие задания, титры к реальным фильмам, всевозможные эксперименты с буквами. Техническое исполнение тоже очень разное: stop-motion, флеш, игровое кино и другие. Из локального конкурса родился целый фестиваль, с выставками, мастер-классами, образовательной программой. Основная цель фестиваля Typomania -- пропаганда культурного отношения к шрифту, языку, письменности посредством современных мультимедийных технологий. Буква и слово лежат в основе всех человеческих коммуникаций, как традиционных (книга, газета, журнал), так и современных (кино, телевидение, интернет), поэтому внимательное отношение к шрифту и типографике крайне важно для развития современной культуры.
Насколько нам известно, в рамках вашего конкурса, вы открываете новые границы использования шрифта: теперь он не просто статичен, как было раньше, а интегрирован в видео. Можно ли это назвать новой формой шрифтового дизайна?
Новые динамические и интерактивные формы дизайна - это синтез классической типографики и кинематографа. Используя достижения этих наук, изучая историю искусств, внимательно следя за современной культурой можно делать очень хорошие вещи.
Модульная сетка является одним из способов достижения визуальной гармонии в проекте. Как гармонизировать шрифт в контексте видео?
Экран - тот же лист бумаги, и на нем действуют те же классические законы композиции. Ритм, контраст, пропорции и т.п. Но есть и дополнительный параметр - время. Автор должен работать не только с композицией кадра, но и с композицией всего фильма, это настоящая режиссерская работа.
Чем вы руководствуетесь при выборе победителя «Тайпомании»? Какие ваши критерии?
Для оценки конкурсных работы мы собрали авторитетное жюри, состоящее из известных российских шрифтовиков, типографов и медиадизайнеров. Главные критерии: свежесть идеи, ясный сценарий, внимательное отношение к шрифту. Техника исполнения, профессиональные навыки, возраст участников в оценке не учитывались. То есть любительская работа десятилетнего ребенка могла смело соперничать с рекламным роликом профессиональной дизайн-студии.
Над какими проектами вы сейчас работаете? Может быть, у вас есть совместные проекты. Имеют ли они какое-либо влияние на ваши взгляды?
Сфера моих интересов очень широка. Я свободный дизайнер и иллюстратор, делаю книги, буклеты, фирменные стили, сайты, рисую картинки для журналов, провожу мастер-классы, участвую в выставках и конкурсах. Вместе с Натальей мы руководим творческой мастерской в Московском университете печати - преподаем студентам графический дизайн и иллюстрацию. Кроме фестиваля Тайпомания у нас есть еще несколько проектов. Один из них - Музей логотипов от холодильников (mloh.ru) - огромная, постоянно пополняющаяся коллекция табличек от холодильников советского периода. Основная задача музея - изучение эстетики промышленного дизайна. Другой проект - велопоходы для работников сидячих профессий (5tochka.com). Участники клуба изучают историю, географию, культуру, путешествуя на велосипедах по России и за ее приделами. Еще один культурно-велосипедный проект: рубрика «Крути педали» для журнала «Московское наследие». Это велопрогулки по Москве с описанием маршрута, картами и фотографиями. Я сам езжу, все снимаю, пишу тексты. У нас в планах еще несколько интересных проектов, но это пока секрет.
Как Вы считаете, на каком этапе развития на данный момент находится графический дизайн в России?
По сути, Россия - родина графического дизайна. Лисицкий, Родченко, Стенберги, Попова - отсюда вышел весь европейский дизайн. К сожалению, из-за советского режима все это у нас погибло. Но мы снова учимся. У французов, немцев, голландцев, японцев, корейцев. Нынешний этап российского дизайна - прекрасная студенческая юность.
Чему бы Вы посвятили свою жизнь, если бы не дизайну и типографике?
Любая область, где требуются выдумщики: рок-музыка, цирк, кино, театр, школа, детский сад. А еще я мечтаю побывать с велосипедом в Новой Зеландии.
В Корее известна только типографика русского конструктивизма. Каких русских художников, дизайнеров (работающих с типографикой ) вы можете порекомендовать.
В России много интересных дизайнеров. Здесь не хватит места для перечисления всех моих любимцев, поэтому назову лишь несколько имен, чьи работы неизменно меня поражают.
Анатолий Гусев -- дизайнер периодических изданий
Елена Китаева -- арт-директор телеканала Культура
Дима Кавко -- экспериментальный дизайнер
Евгений Корнеев -- книжный дизайнер
Ostengruppe -- студия, работающая с плакатами
Эркен Кагаров -- дизайнер, мастер оптических иллюзий
Родион Китаев -- иллюстратор