Mar 13, 2014 13:26
…С точки зрения исторической поэтики, в нынешнюю эпоху смыслы индивидуальны и личностны. В числе прочего это означает, что единой для всех, данной свыше этической системы ценностей у нас нет, и каждый выстраивает эту систему для себя. Разными способами: перенимая ее из окружающей среды, семьи, традиции, религии, черпая из книг, выбирая, достраивая, рефлексируя и не очень. Но у каждого из нас есть внутреннее представление о том, что такое хорошо и что такое плохо, и есть границы между ними.
Другое дело, что не так уж часто мы об этом задумываемся - и применительно к себе, и применительно к окружающим нас людям. Ну, часто ли в разговоре мы спрашиваем «а какая у тебя этическая система ценностей?» Вряд ли. Чаще это проясняется как-то само. Постепенно.
А потом наступает кризис, и это проясняется вдруг, резко и болезненно.
Потому что если ты за годы общения сблизился с человеком, общался с ним, дружил, пил коньяк и разговаривал о вечном - трудно принять радикальное расхождение в системе ценностей. Еще сложнее принять то, что и другая система имеет такое же право на существование, как твоя. И это не он плохой, а я хороший или наоборот - а просто мы разные.
Но знать о том, где у человека проходят границы между добром и злом - наверное, нужно. В конец концов, если человек все время опаздывает - мы не будем назначать ему встречу за минуту до отхода поезда. Если у человека руки-крюки - мы не будем давать ему нести хрупкую вазу. Если у человека другая система ценностей - не стоит на него опираться, потому как в ситуации, когда требуется этический выбор - мы рухнем.
И еще. Кризисные ситуации открывают нам и тех, у кого граница между добром и злом проходит рядом с нашей. И это утешительно, знать, что рядом есть те, кому можно смело протянуть руку.