Борис Лего "Сумеречные рассказы", или Литпремия "НОС" выбрала не худшего из семи номинантов

Jan 26, 2017 00:34

Литературная премия "НОС" (НОвая Словесность) - детище миллиардера Прохорова - известна своей... непредсказуемостью. За те 8 лет, что она существует, лауреатами становились очень разные авторы (от Сорокина (трижды) до откровенной лабуды (чаще всего)).

В 2016-м году жюри, работу которого "модерировала" сестра олигарха-куршавельца Ирина, подошло к своей работе более ответственно, чем обычно. Сначала из списка претендентов были исключены либеральный, но исписавшийся Войнович со своим откровенно неудачным "Малиновым пеликаном", и еще пара авторов, уважаемых в демтусовке. Затем (уже в финале в ходе обсуждения) в тройку "суперфиналистов" жюри не включило "Авиатор" Водолазкина.

В результате дискуссии, транслировавшейся в сети, победителем был назван Борис Лего (Олег Зоберн) со сборником «Сумеречные рассказы».

Рассказы победителя, которые он сам относит к стилю "русская готика", более всего напоминают творчество многократного лауреата премии "НОС" Владимира Сорокина с "элементами" прозы Виктора Пелевина. Эдакий коктейль из сумеречного бреда, истории и нашей реальной жизни. Местами - довольно читабельно!

Например, вот так:

"...Встаёт зимнее солнце. Зиновий выходит на балкон и кланяется солнцу двенадцать раз. Северо-восток Москвы, на горизонте дома, парк и бастионы гипермаркетов.

Суббота, но Зиновию надо трудиться.

Он готов, сил достаточно, потому что копит в себе праведный гнев.

Он не один такой.

Непременно найдётся часть нации, которая выберет путь активной борьбы, и именно на неё ляжет гораздо большая ответственность, чем на миллионы людей, составляющих основное население страны.

Пять дней в неделю Зиновий работает в районной пекарне кондитером: замешивает, формует, достаёт из печей противни с коржами и сдобами, виртуозно увенчивает торты кремовыми завитушками.

А по субботам выходит на тропу тихой войны во имя господа.

«Кем бы я был, коли не уверовал? - иной раз спрашивает себя Зиновий и отвечает: - Овощем».

Сегодня он встал затемно, напёк на своей маленькой кухне сотню пирожков с капустой и начинил их крысиным ядом.

Пёк и приговаривал, как мать учила: «Горе чёрное приготовляю, с тестом белым мешаю, с дымом серым отправляю…»

Сумку с этими пирожками он решил оставить на окраине старого квартала у входа в барак, где живут постоянно голодные нелегалы."


"Вечером третьего марта 1907 года в петергофский трактир братьев Хряповых зашёл невысокий господин с рыжей бородкой клином, одетый в полушубок и белые валенки. Снял треух, обнажив лысину, сел за стол у дверей. Заказал рому и бифштекс. Проститутка, сидевшая в зале, перехватила взгляд господина и призывно улыбнулась. «Не старый, но потёртый весь какой-то до невозможности, - подумала она. - И глаза… странные глаза. Может, жулик? Нет, вряд ли… Деньги-то, судя по всему, имеет. Интересный тип».

Спустя полчаса в трактире появился рослый бородатый офицер в шинели, подсел к этому господину и тихо сказал:

- Всё готово, Владимир Ильич. Я с трактирщиками договорился, здесь на конюшне оставлен гроб на санках, внутри необходимое… И не сидите тут долго. После свеаборгских беспорядков полиция не угомонилась. Вчера много было арестов.

- Скверно. Беречь надо соратников.

- Простите. - Офицер помрачнел. - Тут ещё новость, Владимир Ильич.

- Говори.

- В Москве жандармы две типографии накрыли, газеты и листовки конфисковали. Кто-то из наших донёс.

- Найти и немедленно казнить, - приказал Ленин. - Немедленно! Ясно?

Офицер кивнул и сказал смущённо:

- Осторожнее там.

- Ладно, бросьте, - ответил Ленин. - А почему вещи сложили в гроб? Зачем это?

- Для конспирации. Если наткнётесь на патруль, скажете, жену-финку везёте хоронить на родину. Вряд ли потребуют открыть. Да и места в нём много, всё влезло.

- Благодарю, - сказал Ленин. - Вы, батенька, свободны.

Когда офицер ушёл, Ленин допил свой ром, расплатился. На конюшне осмотрел дешёвый лёгкий гроб, обитый чёрным сукном. Гроб был прикреплён к санкам. Ленин открыл крышку на петлях и заглянул внутрь: продовольствие, палатка, книги, спальный мешок, керосин. В непромокаемую материю завёрнуты деньги и документы. Ленин достал одну бумагу и, щурясь, прочёл: «Дорогой товарищ, пролетарии-сплавщики с реки Кеми-Йоки приветствуют вас и партию, готовы довести до вашего сведения обстановку…»

«Активные, молодцы, - подумал он. - Только не следует отделять меня от партии… Ночь будет светлая. Быстро доберусь»".

Короче. Если у вас нет идиосинкразии на творчество Сорокина и Пелевина, то книга, возможно, вам понравится. Прочим лучше не раскрывать. Только если потом рассказывать, что "олигархи специально вбивают в неокрепшие умы молодежи всякую чертовщину и наркоманский абсурд, спонсируя литераторов, вроде Лего и прочих сорокиных". Покупать я бы не стал. Есть в сетевых библиотеках.

И о главном - о деньгах! Победитель получит 700 000 рублей. Финалисты (авторы из короткого листа) - по 40 000 рублей.
Победитель читательского голосования - 200 000 рублей. Это Игорь Сахновский с книгой "Свобода по умолчанию".



литература, премия, НОС, книга

Previous post Next post
Up