Противоречиво отношусь к этому процессу. С одной стороны, нарастание числа людей, судящих о разных вопросах, неизбежно ведёт к увеличению числа невежественных суждений, в том числе самоуверенно-невежественных суждений. Но, с другой стороны, я предпочитаю общество, в котором люди не стесняются вести себя так, как им удобно и говорить то, что они думают, пусть иногда и ерунду, оьбщестсу, в котором человек ходит боязливо, то и дело втягивая голову в плечи, опасаясь, что его вот-вот ударят - физически или морально. Классическая система образования ДЛЯ ВСЕХ - это уже завоевание демократии, хотя и в её консервативном изводе. Всеобщее образование в бисмарковской Германии, которое во многом стало образцом для советского - это как раз слом сословных перегородок и религиозных догм. Объединение Германии совпало с "культуркампфом", который потом свернули, но право на светскую науку утвердили прочно и безоговорочно. Другое дело - современная борьба за право НЕ УЧИТЬСЯ, которая действительно ведёт к умножению невежества. Обучать детей тому, что они должны получать от жизни только удовольствие, что никто и ничто не должны их стеснять - это преступление перед будущим. Конечно, в школе мы получпаеми много знаний, искажённых в угоду сильным мира сего, но лучше иметь такие знания, чем никаких. У кого есть интерес к обучению - тот будет разбираться, отделять зёрна от плевел. Но для этого он должен быть обучен зачаткам знания.
Классическая система образования ДЛЯ ВСЕХ - это уже завоевание демократии, хотя и в её консервативном изводе. Всеобщее образование в бисмарковской Германии, которое во многом стало образцом для советского - это как раз слом сословных перегородок и религиозных догм. Объединение Германии совпало с "культуркампфом", который потом свернули, но право на светскую науку утвердили прочно и безоговорочно.
Другое дело - современная борьба за право НЕ УЧИТЬСЯ, которая действительно ведёт к умножению невежества. Обучать детей тому, что они должны получать от жизни только удовольствие, что никто и ничто не должны их стеснять - это преступление перед будущим. Конечно, в школе мы получпаеми много знаний, искажённых в угоду сильным мира сего, но лучше иметь такие знания, чем никаких. У кого есть интерес к обучению - тот будет разбираться, отделять зёрна от плевел. Но для этого он должен быть обучен зачаткам знания.
Reply
Leave a comment