Мурзинка. Исчезающий район Санкт-Петербурга

Oct 13, 2011 12:47

Этот петербургский топоним один из самых загадочных. Сейчас чаще говорят «Му́рзинка». Но, традиционным было произношение «Мурзи́нка». По одной из версий владевший этими землями в XVIII в. генерал-аншеф А.И. Румянцев назвал свою мызу по имению в его казанских владениях, - от татарского «мурза» (принц, князь). По другой здесь некогда жил капитан П.В. Мурзин. В любом случае столь милое уху и сердцу автора название не могло оставить его равнодушным.




ГДЕ ЭТО?
Мурзинку найдешь не на каждом современном плане города. Юрий Пирютко в «Адресах Петербурга» пишет: «Сейчас здесь нет ничего, что можно было бы назвать этим именем: ни деревни, ни усадьбы, ни каких-либо строений. Через кварталы Рыбацкого протекает речка Мурзинка, которая должна бы впадать в Неву, но участок её русла между проспектом Обуховской Обороны и берегом Невы засыпан. Да и вообще в этих местах к берегу не подойти: значительную его часть ещё с 1930-х годов занимает огороженная территория Южной водопроводной станции».

Это не совсем так. Но не хотелось бы, чтобы Мурзинка повторила судьбу исчезнувшего ныне соседнего села Александровского. А с тем, куда девается речка, надо разобраться подробнее.
Так Мурзинка выглядит на карте (это южная часть левобережья Невского района):



ПРОКОФИЙ МУРЗИН И ИМЕНИЕ ВЯЗЕМСКИХ
Согласно Энциклопедии Санкт-Петербурга, мыза Мурзинка принадлежала в начале XVIII в. Александру Ивановичу Румянцеву, сподвижнику Петра I, ставшему при Анне Иоанновне казанским губернатором.

Другую версию приводит Вера Андрейчева . «Мурзина мыза» обнаружилась на плане 1745 г., найденном в Российском государственном архиве древних актов (РГАДА). Ее владелец Прокофий Васильевич Мурзин был шафером при бракосочетании в 1712 г. царя Петра Алексеевича с Екатериной Алексеевной, исполнял поручения царя во время военных кампаний в 1714 - 1722 гг., заведовал придворными судами, командовал «государевою яхтою», а в 1741 г. был «уволен от службы с чином капитан-командора».

С 1769 г. Мурзинка вместе с соседним селом Александровским принадлежала генерал-прокурору Сената кн. Александру Алексеевичу Вяземскому (1727-1793), одному из самых влиятельных сановников века Екатерины II. В Александровском он построил трехэтажный деревянный дом, окружив его «английским» садом. Рядом с ним в 1785-1790 гг. была возведена Троицкая церковь, называемая в народе «Кулич и Пасха». Князь соорудил и усадебный дом в Мурзинке, В этом имении он помещал своих родных и приближенных.

Одноэтажный деревянный дом с мезонином и бельведером стоял на берегу Невы, перед ним был распланирован полукруглый партер, широко раскрывавшийся в сторону реки (рисунок в заголовке поста). Отсюда открывался вид на село Рыбацкое. Усадебный парк пересекала речка Мурзинка. С северной стороны прорыли ручей, каскадом впадавший в Неву.
После смерти Вяземского его вдова распродала Александровское, и в 1799 г. одну из частей купил Павел I для Александровской мануфактуры, названной в честь его сына, будущего Императора Александра I. Мануфактура позднее превратилась в существующий доныне Обуховский завод.



В 1781 г. в мурзинском доме провел лето Гавриил Романович Державин, служивший в Сенатском департаменте под руководством кн. А.А. Вяземского. Тут его раз чуть не утопили приятели, затащив купаться в глубину Невы. А через 15 лет здесь же переплывал Неву на лодке друг поэта, Ф.М. Дубянский, служивший в Заемном банке. Кончилось это печально, о чём Державин писал в стихе «Потопление»

Из-за облак месяц красный
Встал и смотрится в реке,
Сквозь туман и мрак ужасный
Путник едет в челноке.
Блеск луны пред ним сверкает,
Он гребет сквозь волн и тьму;
Мысль веселье вображает,
Берег видится ему.

Но челнок вдруг погрузился,
Путник мрачну пьет волну;
Сколь ни силился, ни бился,
Камнем вниз пошел ко дну.
Се вид жизни скоротечной!
Сколь надежда нам ни льсти,
Все потонем в бездне вечной,
Дружба и любовь, прости!

В 1793 г. Мурзинку унаследовала дочь Вяземского Анна Александровна. Княжна родилась в 1770 г., а в 1788 г., вышла замуж за неаполитанского посланника, герцога Антонио Мареска де Серра-Каприола. Он начал службу в России в качестве посла короля обеих Сицилий при дворе Екатерины II и остался здесь до самой своей кончины в 1822 г. Павел I пожаловал ему орден Cв. Иоанна Иерусалимского большого креста и Александровскую ленту.






В Мурзинке выросли их дети Николай Антонович и Елена Антоновна Серра-Каприола.






Николай Антонович создал в 1820-е гг. серию замечательных рисунков с видами мурзинского дома и парка.






Елена Антоновна вышла замуж за генерал-майора, кавалергарда, гр. Степана Федоровича Апраксина. От этого брака родилось четверо детей: Федор, Антон, Елена и Елизавета. После кончины в 1840 г. герцогини Анны Александровны они стали владельцами Мурзинки. По их фамилии сад между Невой и Шлиссельбургским трактом получил название Апраксинского. В 1857 г. четверо владельцев продали часть усадьбы смежной Александровской мануфактуре.

В конце XIX в. единственным хозяином Мурзинки остался Антон Степанович Апраксин, генерал-лейтенант, шталмейстер и известный петербургский благотворитель. Он восстановил после страшного пожара 1862 г. знаменитый Апраксин двор, построил на Фонтанке красивейший храм во имя Воскресения Христова (на его месте бетонная коробка Лениздата, чтоб она провалилась куда-нибудь!) и Малый театр (нынешний БДТ).

В 1882 г. А.С. Апраксин пожертвовал часть имения на берегу Невы благотворительному ведомству императрицы Марии Федоровны. Другой участок был дарован ведомству после его кончины вдовой графа Марией Дмитриевной.

К 1917 г. оставшейся частью Мурзинки владели графиня Мария Дмитриевна и сын А.С. Апраксина - гр. Степан Антонович Апраксин. После революции они жили в эмиграции, где и скончались.



Старый мурзинский дом был разрушен, по-видимому, в пору гражданской войны. Апраксинский сад в 1930-е гг. получил название «Спартак». В нем стали проводиться культмассовые мероприятия для рабочих соседнего завода «Большевик» (название Обуховского вернулось к нему лишь в 1992 г.).
В 1970-е гг. здесь был создан масштабный спортивный комплекс, в который вошли плавательный бассейн и крытый каток с искусственным льдом.

МУРЗИНКА ВПАДАЕТ В СПАРТАК
Давайте, совершим прогулку по современной Мурзинке. И начнем с одноименной речки. Начинается она в полях под Колпином. Длина ее - около 5 км; ширина 1-3 м, в устье 5-6 м. Так она выглядит за ж/д линией Петербург-Мга, вода в ней еще относительно чистая



Разлив речки и новое здание СП «Ди Эй Би Интернейшнл» в конце Мурзинской ул.






Вид на Мурзинскую ул. и строящийся в начале Рыбацкого пр. высотный ЖК «Князь Александр Невский». Вдоль речки сохранилась живописная зеленая зона, оживляющая гаражи и унылую Обуховскую промзону слева с бетонными заборами и колючей проволокой. Справа площадка для учебного автовождения.



На Мурзинской ул. - память прошлой войны, ДОТ (точнее БОТ). Это уникальное оборонительное сооружение, на нем в войну стояла башня от танка



А вот здесь речка упирается в пр. Обуховской Обороны и исчезает под землей. Но она вовсе не засыпана, а довольно резво течет в подземную трубу. Вода в ней уже темно-коричневого цвета. Основной слив грязных стоков в нее находится где-то чуть выше ДОТа.






Потерянную речку обнаруживаем уже за Рыбацким пр. Здесь она течет в небольшой котловине, устланной толстым слоем липкой грязи



И вот она опять исчезает под землей. А дальше - колючая проволока и забор. Кажется, это территория Южной водопроводной станции.






Где же находится выходной портал нашей загадочной речки? На большинстве карт он показан направо к Неве сразу за этим забором. Но вместо него там были обнаружены здоровенный барбос на цепи, надпись «Якорей не бросать» и целая колония диких уток



Зато справа от забора - неизвестная широким народным массам набережная Невы с высокой бетонной стенкой. Ее облюбовали немногочисленные рыбаки (фото в конце поста). Отсюда открывается прекрасный вид на вантовый мост



Чуть выше справа - пустырь и некие заброшенные промсооружения.



В поисках речки обходим наш забор слева.



Мы попадаем на живописную территорию сада «Спартак», бывшей усадьбы Вяземских/Апраксиных. А в нем течет одноименная речка. Все ли петербуржцы знают, что у нас есть река Спартак ?
Хорошо, по крайней мере, что об этом не ведают фанаты известной столичной футбольной команды... Вот так эта река выглядит



Скорее всего, рекою Спартак стал ручей, некогда прорытый по указанию кн. А.А. Вяземского вокруг его усадьбы.
В бывшем усадебном парке сохранились старые дубы, которые, возможно помнят последних мурзинских обитателей.






А вот и выходной портал нашей исчезнувшей речки.



Мурзинка впадает в Спартак! Мы сделали маленькое географическое открытие. Шутки шутками, но сей факт не обозначен ни на одной карте Петербурга.
Далее объединенная речка течет в Неву



Перед ее впадением есть даже небольшой порог



А ниже по течению Невы от устья речки - еще одна красивейшая безымянная набережная, но уже благоустроенная. Тем, кто здесь не был, настоятельно рекомендую совершить по ней прогулку.






Продолжение следует

Источники:
Юрий Пирютко. Усадьба Мурзинка. «Журнал Учета Вечных Ценностей «Адреса Петербурга», №39/53, 2011 г.
Вера Андрейчева. Из Истории Невского района Санкт-Петербурга: о Мурзинке и ее владельцах. «История Петербурга», № 4(44), 2008 г.
М.И.Пыляев. Забытое прошлое окрестностей Петербурга. СПб, 1889г.
Авторские фото октября 2011 г.


Up