Старейший Таллиннский православный приход Никольской церкви ведет свое начало от торгового двора, основанного, по преданию, новгородскими купцами во времена Ярослава Мудрого. С 1430-х гг. церковь Св.Николая находится на улице Вене (Русской). В 1772г. здесь был погребен Митрополит Арсений (Мацеевич) - последний противник церковной реформы Петра I и обличитель Императрицы Екатерины II.
ТРИ ЖИЗНИ НИКОЛЬСКОЙ ЦЕРКВИ В ТАЛЛИННЕ
«Тому уже 600 лет, как великий государь русский Георгий Владимирович, называемый Ярославом, взял землю Ливонскую всю и в свое имя поставил город Юрьев, в Риге и Колывани церкви русские и дворы поставил…», - так писал в 1559г. Иоанн Грозный датскому королю Фредерику II.
Время и обстоятельства возникновения Таллинна до сих пор являются предметом дискуссии.
По мнению
И.П.Шаскольского купеческий центр у Таллиннской бухты возник еще в Xв. Самые ранние письменные сведения о Таллинне содержатся в трудах арабского географа ал-Идриси (1154 г.): «К городам Астланды относится также город Колуван (Quoluwany). Это маленький город вроде большой крепости…».
Название «Колывань» происходит, скорее всего от «Kaleven linna»- «крепость Калева».
Торговые контакты новгородцев и псковичей с Готландом, центром всей балтийской торговли, проходившие через Колывань, прослеживаются с XIIв. Тогда же в эти земли пришло православие, купеческие храмы строились и на Готланде, и в Сигтуне.
Согласно рукописному «Описанию Православной церкви Святителя и Чудотворца Николая Мирликийского в городе Ревеле» протоиерея Николая Цветикова (1890-е гг.), в истории Таллиннской Никольской церкви «мы можем уследить три периода существования: первый на Брокусовой горе, начало которого теряется в XIII и XIV веках, продолжается до половины XV века и прекращается во время страшного, опустошительного пожара, истребившего почти весь город в 1433 году. Второй период существования Николаевской церкви, со времени перенесения ея на теперешнее место в 1447-48 годах, продолжается почти 400 лет, до 1822 года, доколе не пришла в полную обветшалость, за видимою небрежною постройкою, без прочных фундаментов. И наконец последний, третий период существования ея начинается с 1828 года в том виде, в каком она представляется нам и теперь…».
К началу XIXв. здание церкви, построенное в ХVв., обветшало и требовало срочного и полного ремонта.
В мае 1804г. Ревель посетил Император Александр I. Церковный староста купец Парфений Чесноев решился обратиться к монарху с просьбой о выделении денег на построение нового храма. Прошение было принято государем и передано тайному советнику Новосильцеву с царской резолюцией: “…по существу оного, и дознанию о действительной непригодности старого храма”. Новосильцев переадресовал его генерал-губернатору Эстляндии гр. Буксгевдену, тот - ревельскому губернатору Лангелю… Дело затянулось на долгие годы.
Святой Николай, покровитель мореплавателей.
Худ. Хермен Роде. Церковь Нигулисте, Таллинн, 1481г.
Самое раннее изображение ганзейского когга
Сдвинулось оно с мертвой точки после прихода в 1816г. молодого энергичного настоятеля церкви о. Иоанна Недешева. Заручившись поддержкой Епископа Ревельского Филарета, он обратился в С.-Петербургскую Духовную консисторию. В сентябре 1820г. пришел указ Консистории о начале работ. Еще 2 года потребовалось на расчистку участка храма от обступивших его обывательских построек.
Закладка современного здания храма во имя Св.Николая состоялась 25 июня 1822г. в присутствии командира Ревельского порта адмирала Спиридова, губернатора Будберга, военного коменданта города генерала Берга и других должностных лиц.
Проект храма был создан Луиджи Руска и переделан губернским архитектором Шаттеном. Торжественное освящение главного престола состоялось 14 августа (ст.ст.) 1827г., накануне праздника Успения Пресвятой Богородицы. На плите под святым престолом была высечена надпись: «Изволением Божиим, в благословенное царств. Благоч. Госуд. Импер. Александра, по благословению Преосвящ. Владимира, Епископа Ревельского, на сем месте древнего, существовавшего со времен царя Иоанна Васильевича Грозного основания нового храма во имя Святителя и Чудотв. Николая протоиереем Иоанном Недешевым в лето от Р.Х. 1822 года июня 25 дня сооружен сей храм из церковных доходов от подаяния доброх. дателей и вкладчиков, освящ. 1827 год августа 14 дня».
Квадратное в плане и очень компактное здание церкви стоит на стесненном участке между улицей и городской стеной. Главный и боковой фасады украшают портики ионического ордера. Большой купол церкви покоится на прорезанных окнами гладких стенах высокого барабана. Над углами главного фасада высятся две квадратные открытые звонницы с дорическими пилястрами.
Здание церкви доминирует на улице Вене и одновременно прекрасно вписывается в градостроительную среду Старого Таллинна. Это один из самых ярких примеров классицизма в здешней архитектуре и первое купольное сооружение в городе.
Снимки внутреннего интерьера церкви
Образ Святителя Николая с житием в серебряном золоченом окладе (XVIIв.)
ИОАННО-ПЕТРОВСКИЙ ИКОНОСТАС
В Никольской церкви находится самый древний православный иконостас Эстонии.
Бедственное положение древнего купеческого храма в Ревеле в XVIIв. не могло оставить равнодушной верховную российскую власть. В 1686 г. по приказу молодых царей Петра Алексеевича и Иоанна Алексеевича для церкви святителя Николая был изготовлен новый пятиярусный иконостас, а к освящению обновленного храма в 1688г. был пожалован напрестольный крест.
Автор иконостаса - иконописец первой статьи Сергей Рожков, выполнявший заказы царского двора. Им был создан один из последних замечательных древнерусских ансамблей до-барочного времени.
Центральный образ деисусного ряда иконостаса - Господь Вседержитель Великий Архиерей
Образ в центре пророческого чина - очень редкий и древний извод, Божия Матерь Тронная с предстоящими Давидом и Соломоном.
Ветхозаветный патриарх Ной. Рождество Христово.
25 августа 1822г. Иоанно-Петровский иконостас, прослуживший почти полтора века, был разобран. При постройке современного храма большая часть икон с царскими вратами вошла в состав южного придела в честь Успения Богоматери, другая часть образовала иконостас северного придела. Часть икон утрачена.
Еще в конце XIXв. на иконостасе сохранялась надпись: «Изволенiемъ Отца и споспешенiемъ Сына и совершенiемъ Святаго Духа поновися сей храмъ во имя свят.Николая Чудотворца, града Колывани святыми иконами и церковнымъ украшениемъ, повеленiемъ пресветлейших Государей Царей, Великихъ князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича, Великой Государыни, Благоверной Царевны Великой Княжны Софiи Алексеевны, всея Великiя, Малыя и Белыя Россiи самодержцевъ въ лето от создания мiра 7194 года, отъ воплощенiя Бога Слова 1686».
В настоящее время работы по реставрации древних икон ведет крупнейший в Эстонии специалист, художник Н.И. Кормашов.
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК АРСЕНИЙ (МАЦЕЕВИЧ)
У левой стены храма находится мемориал, посвященный Митрополиту Ростовскому Арсению (1696-1772).
Он провел более 4-х лет в каменном мешке башни ворот Харью, куда был заточен по распоряжению Императрицы Екатерины II. Там он был фактически заживо погребен - его темница почти не отворялась. Ворота Харью прославились в 1535г., когда под ними казнили Иоанна фон Юкскюля, до смерти замучившего своего холопа, и были разобраны в 1875г.
Арсений Мацеевич скончался в заточении 28 февраля 1772г. и в тот же вечер был похоронен у северной стены деревянной Никольской церкви.
При строительстве нового храма его могила оказалась внутри церкви.
Личность Митрополита Арсения, как следует из книги Е.Поселянина «Русская Церковь и русские подвижники XVIII века», производила чрезвычайно глубокое впечатление на современников. Он был аскетом, яростным, фанатичным миссионером и полемистом, противником церковных реформ Петра I, ставшим в открытую оппозицию к светской власти.
Святитель Арсений, в миру Александр Иванович Мацеевич, происходил из Польской шляхты. Он получил прекрасное образование в духовной школе Владимира Волынского, во Львовской и Киевской академиях. Посвящённый в 1741г. в сан митрополита Тобольского и всея Сибири, Арсений защищал права новокрещенных инородцев от притеснений, а духовенство - от вмешательства светского суда.
По воцарении Елисаветы Петровны был переведен на кафедру в Ростов с назначением членом Синода.
Императрица Екатерина II с первых дней царствования считала Арсения почему-то своим врагом. Эта черта личной ненависти проходит красною нитью чрез всю историю ее отношений к опальному митрополиту. Более того, в отношениях этих можно найти какой-то мистический страх. Она боялась его и принимала чрезвычайные по отношению к наблюдению за ним меры и тогда, когда он, старый, больной был заживо погребен в каземате.
Вот характерный эпизод, напоминающий что-то до боли знакомое. Желая после коронации выказать пред народом благочестие, Екатерина решила отправиться в Ростов для переложения мощей св.Димитрия Ростовского в новую серебряную раку. А чтобы Митрополит Ростовский чего не предпринял, она приказала поставить к новой раке майора с солдатами.
Критическим моментом стали решения Императрицы об отобрании в казну имений монастырских. 9 февраля 1763г. Арсений в Ростове совершает «Чин отлучения» с некоторыми прибавками, направленными против «насильствующих и обидящих святыя Божия церкви и монастыри», «принимающих данныя тем от древних Боголюбцев имения». В марте синод доложил Императрице о том, что Святитель Арсений является «оскорбителем Ея Величества».
В половине марта у себя в Ростове Арсений, пришедши в свои покои от вечерни, сказал келейнику. «Не запирай ворот на ночь! Гости будут ко мне в полночь!» Келейник остался в недоумении.
Действительно, в полночь прибыл к нему офицер гвардии Дурново и попросил благословения.
--Я уже не архиерей,-- отвечал Арсений,-- и не благословил его.
Дурново подал ему сенатский указ, которым предписывалось везти митрополита в Москву, вещей не брать, а имеющиеся в келье письма взять запечатанным. Митрополит хотел проститься с городом, то есть приложиться к иконам в соборе. Но ему не позволили.
В Москве он был, как государственный преступник, заключен под стражею в Симонове монастыре.
Арсений быль допрошен в присутствии императрицы. Неизвестно, что он ей говорил, но императрица зажала себе уши, а ему самому «закляпили рот»
Его присудили к лишению архиерейского сана и преданию, по расстрижении из монашества, суду светскому, которому надлежало за оскорбление Величества осудить Арсения на смертную казнь.
Императрица приказала освободить его от светского суда, и, оставив монашеский чин, сослать в дальний монастырь.
Арсений был призван в заседание Синода для исполнения над ним указа.
По Москве распространился слух, что будут снимать сан с Ростовского митрополита в Крестовых патриарших палатах. Туда допущены были лишь монахи и белое духовенство. Толпы же народа запрудили пространство вокруг Синодального двора, так что и солдаты не могли их разогнать.
Впечатление, произведенное этим событием, было еще усилено вскоре случившимся происшествием: 4 июня внезапно упала смежная с Крестовой палатой, где осудили Арсения, церковь Трех Святителей Московских.
Арсений явился на суд, как на служение. На нем была архиерейская мантия, омофор, белый клобук, на груди панагия, в руке он держал архиерейский посох.
Когда был прочтен указ, лишавший его сана -- члены Синода стали снимать с него облачение: один -- митрополичий клобук, другой -- омофор, третий отобрал посох. Все жадно следили за ним, выражением лица его, словами его, чтобы донести императрице, которая чрезвычайно интересовалась всеми подробностями этого дела.
Митрополит тут же предсказал разоблачавшим его архиереям их плачевную участь. Димитрию Сеченову он предсказал, что тот задохнется собственным языком; Амвросию Зертис-Каменскому -- смерть от руки мясника: «тебя, яко вола убиют»; епископу Псковскому Гедеону: «ты не увидишь своей епархии».
Замечательно, что слова Арсения сбылись в точности над его судьями.
Митрополит Новгородский Димитрий, лелеявший в себе мечту о сане Митрополита всероссийского, умер в мучениях: его задушила страшная опухоль языка. Архиепископ московский Амвросий убит во время московской чумы взбунтовавшимся народом, от которого тщетно искал спасения в Донском монастыре. Епископ Псковский Гедеон вскоре после осуждения Арсения был удален по Высочайшему повелению в свою епархию и умер по дороге, не доехав до Пскова.
Один лишь добрый московский митрополит Тимофей не мог воздержаться от слез при печальной церемонии.
Арсений был под караулом отвезен в Ферапонтов монастырь, место ссылки великого патриарха Никона, потом в Николо-Корельский, Архангельской епархии. Местному архиерею было предписано держать ссыльного под крепким караулом.
Потом был новый донос. Дело рассматривала сама Императрица, и было об Арсении решено: «лишить его монашеского чина и, переименовав его Андреем Вралем, послать к неисходному житию в Ревель».
Ревельскому коменданту было предписано принять в наблюдение один каземат в башне и приспособить его к житью. Каземат этот по величине представлял собою скорей могилу. В нем было 10,5 футов длины и 7 ширины.
После смерти Арсения на стене каземата нашли нацарапанную гвоздем надпись: «Благо мне яко смирил мя еси».
Замечательно, что главный деятель недоброй памяти тайной канцелярии С.И. Шешковский, который допрашивал Арсения, из чувства раскаяния по самую смерть свою посылал в Ревель деньги на панихиду по нем.
28 июня 1918г. Всероссийским Поместным Собором Арсений был восстановлен в архиерейском достоинстве, как лишенный сана по политическим мотивам. В 2000г. он был канонизирован как священномученик. День его памяти - 13 марта.
Авторские фото храма - января 2011г. Снимки внутренних интерьеров церкви позаимствованы с сайта Sobory.ru