Петр Матвеевич Апраксин. Ингрия и Рублевка...

Jan 18, 2009 20:19



В этом году исполняется 350 лет со дня рождения человека, оставившего след в истории России, Петербурга и Ингерманландского края.
О графе Петре Матвеевиче Апраксине (1659-1728) помнят обычно, как о втором градоначальнике Санкт-Петербурга (1724-1725). За период его генерал-губернаторства в Петербург были доставлены мощи св. князя Александра Невского - небесного покровителя города. Продолжено строительство Петропавловского собора. Определена ширина улиц и каналов Васильевского острова.
Но начать рассказ про П.М.Апраксина мне хочется совсем с другой истории

Успенская церковь
Два года назад я впервые попал на Рублевку. Отдушина от тягостных впечатлений тамошнего великолепия нашлась случайно. Среди заборов и всяких Барвиха Luxury Village обнаружилось старинное село Успенское, а в нем - очаровательнейшая церковь на высоком берегу Москва-реки. Я поразился необычности ее архитектуры - стиль петровского барокко храма сочетается с шатровой московско-ярославской колокольней (фото кликабельно):


Тогда и родился у меня пост про другую Рублевку. Каким же было мое удивление, когда я узнал, что построил эту церковь наш питерский градоначальник. Наверное, не найти лучшего, чем она символа жизни П.М.Апраксина, в которой сошлись и Московская Русь, и петровская Российская Империя.

Сын стольника
У стольника Матвея Васильевича Апраксина (1625-1668) были трое сыновей и дочь. Его дочь Марфа Матвеевна стала царицей, второй женой царя Федора Алексеевича, а сыновья Петр, Федор и Андрей стали видными государственными деятелями.
Подмосковными сёлами Успенское и Иславское с 1682г. владела вдова Матвея Васильевича - Домна Богдановна с детьми. В 1687г. они разделили имение между собой и Успенское пришлось на долю Петра Матвеевича Апраксина.
С 1686г. он - комнатный стольник Петра I, с 1689г. - окольничий, потом боярин. В 1698г. он назначен воеводой в Новгород Великий.

Великая Северная война
В 1701г. после Нарвской конфузии Петр поручает Апраксину набрать в Новгороде два полка. В 1702г. корпус П.М.Апраксина уже активно действует в Приневье. На Ладожское озеро, где под командованием вице-адмирала Нумерса «... шведских военных пять шкут разоряли монастыри, села и деревни», Апраксин посылает полковника Ивана Тыртова в гребных тридцати лодках с полком солдатским.
На озере с помянутыми шкутами был бой. «...И оный неприятель, не вытерпев жестокого боя ...принужден отдаться с нескольким числом офицеров и солдат. Оные же шкуты неприятельские тогда 2 сожжены, 1 потоплена, 2 взяты (на которых 6 пушек, в том числе одна медная), а шестая ушла...
Войдя рекою Влогою, взяли мы мызу Матоксу и самого славного мызника Нильса Нейса с женою и сыном, и с дочерью, и с своячною вдовою, и еще с ними двадцать человек мужеска и женска пола да 29 ружей и триста гранат ручных.
Враги везде бегут. Дай, Боже, и впредь такое счастье..."
1 августа, получив сведения, что генерал Кронъйорт строит укрепления перед Ниенщанцем, Апраксин решил идти на шведа походом. Уже 10 августа он отчитывался перед царем:
«По твоему указу уезд Ореховский и ниже города Орешка рекою Невою до Тосны и самой Ижорской земли я прошел и неприятельские их жилища, многие мызы великие и всякие селения все разорил и развоевал... А потом с войском своим пошел в неприятельскую землю, не беря города Орешка, переправясь через реку Назью, в Канецкий уезд до мызы Сарской и до мызы Дудоровщины» (как трогательно видеть в сообщениях знакомые до боли названия...).
Таким образом, Апраксин действовал практически на окраинах нынешнего Санкт-Петербурга.
17 августа Петр поблагодарил его за победу, но, при этом и упрекнул:
«А что по дороге разорено и выжжено, и то не зело приятно нам, о чем словесно вам говорено и во статьях положено, чтоб не трогать, а разорять и брать лучше города, неже деревни, которые ни малого сопротивления не имеют, а только своим беспокойство... ».
24 августа Апраксин ответил Петру
О мызах и неприятельских селениях ты изволишь, Государь, писать, что сожжены напрасно... а если б их не пожечь, позади нас в тех селениях неприятельские люди - не только служивые, но и Латыши - были б непрестанно, и нашим бы и в проездах был излишний труд. А сжег, Государь, мызы и всякое неприятельское селение близь реки Невы и по обе стороны дороги, чтобы утеснить неприятеля в подвозе съестных припасов. Впрочем, теперь накрепко запретил жечь от Сарской мызы к Канцам и к Дудоровской главной мызе»
Впереди будут октябрьский штурм Нотэборга (Орешка), а в 1703г. - долгожданный поход Петра на Ниеншанц. Апраксин в нем не участвовал, он прикрывал осаду крепости Ниеншанца, будучи ладожским воеводою.

Нарвский реванш
26 апреля 1704г. Апраксин с тремя пехотными полками и тремя ротами конницы занял устье реки Наровы.12 мая шведский адмирал де Пру попытался доставить в Нарву подкрепление и запасы, но, встреченный огнем русских, вынужден был уйти в Ревель.
В июле после взятия Дерптской крепости сюда прибыл Петр.
Вскоре после начала осады распространился слух, что на помощь Нарве идет из Ревеля корпус генерала Шлиппенбаха. В связи с этим Меншиков предложил устроить "маскарад", то есть переодеть четыре полка в синие мундиры, чтобы они походили на шведов. Маскарадный отряд во главе с Петром двинулся к крепости. Их притворно атаковали осаждающие во главе с Меншиковым. На помощь ряженым из крепости вышел отряд шведских драгун. Русские войска попытались отсечь шведов от крепости. Но те быстро раскусили обман и в полном порядке отступили. Русским удалось взять в плен четверых офицеров и 41 солдата.
Штурм крепости начался по сигналу 9 августа 1704г. Уже через 45 минут после начала победители ворвались в Нарву. Русские убивали в городе всех, кто попадался под руку, не делая разницы между солдатами и мирными жителями. Петр приказал навести порядок в городе и лично заколол двух мародеров. Прибыв к ратуше, Петр увидел коменданта Горна. Царь подбежал к генералу и влепил ему увесистую плюху: "Не ты ли всему виноват? Не имея никакой надежды на помощь..., не мог ты давно уже выставить белого флага?" Потом, показывая шпагу, обагренную кровью, Петр продолжал: "Смотри, эта кровь не шведская, а русская...". Затем царь велел посадить Горна в тот самый каземат, где содержались коменданты сдавшихся крепостей Нотебургской - полковник Густав Вильгельм Шлиппенбах и Ниеншанской - полковник Полев.
Триумф по случаю взятия Нарвы состоялся 19 февраля 1705г. В торжественном въезде Петра Москву принимали участие 159 пленных офицеров во главе с генералом Горном. Торжественно провезли 80 шведских пушек. Кончился триумф многодневным сражением с греком Бахусом и россиянином Ивашкой Хмельницким. Как и в предыдущих подобных баталиях, Бахус с Ивашкой одолели бомбардира Петра Михайлова и всю его компанию.

Суйда-Воскресенское
За заслуги в Северной войне Петр I подарил П.М.Апраксину суйдинские земли близ Гатчины. При нем здесь на месте шведской мызы была устроена загородная усадьба, а в полуверсте от нее в селе Воскресенское в 1718г. воздвигнут храм Воскресения Христова. В Суйде имелись: господский дом, построенный в стиле барокко, регулярный сад с прудом, хозяйственные службы и другие усадебные строения.


Местная легенда гласит, что суйдинский пруд был выкопан по приказу Апраксина пленными шведами. По форме он напоминает лук, направленный в сторону королевской Швеции. И действительно, если приглядеться внимательно, очертания "лука" заметны и сегодня.
В 1759г. у потомков Апраксина Суйдинскую мызу с окрестными селами и деревнями приобрел во владение Абрам Петрович Ганнибал. Здесь он и жил до самой смерти.

Продолжение карьеры
В 1705г. Апраксин был назначен астраханским губернатором. В 1708г. он заключил договор с калмыцким ханом на вечном подданство России. После этого Апраксин был казанским губернатором. В 1713г. был вызван в Петербург, в 1717г. пожалован в сенаторы, а в феврале 1718г. был взят под стражу по делу царевича Алексея, отправлен в Москву и лишен имения. Но по дальнейшему ходу дела был признан невинным, и взятое было ему возвращено. В том же году мы видим Апраксина в числе членов Верховного уголовного суда над царевичем, подписавших приговор, определявший виновному смертную казнь.
В 1722г. Апраксин был через чин пожалован в действительные тайные советники и в сем звании скончался в 1728г.
За год до смерти он приступил к возведению в своем имении Успенское каменного храма, который был освящен уже в 1729 г. Это и есть Успенский храм на Рублевке (фото в тексте и в конце поста).
А в церкви села Воскресенского 28 сентября 1796г. внучка А.П. Ганнибала Надежда Осиповна венчалась с Сергеем Львовичем Пушкиным. Через три года у них родился ребенок, которого назвали Александром.
Эта церковь не сохранилась. Сейчас на ее месте стоит прекрасный деревянный храм, возведенный по проекту А.А.Семочкина.


Вот так тесен наш мир.
P.S. Оригинал портрета в начале поста находится в Смольном в галерее питерских градоначальников . Впрочем, есть мнение, что ввиду отсутствия сохранившихся изображений П.М.Апраксина живописец вдохновлялся образом его брата Федора Матвеевича.

Up