ВЫСОЦКИЙ. БРЕСТ. ГОСТИНИЦА «БУГ»

Jul 25, 2020 00:01



Ах, дороги узкие -
Вкось, наперерез, -
Версты белорусские -
С ухабами и без.

Как орехи грецкие,
Щелкаю я их, -
Ох, говорят, немецкие -
Гладко, напрямик…

Там, говорят, дороги - ряда по три,
И нет табличек с «Ахтунг!» или «Хальт!».
Ну что же - мы прокатимся, посмотрим,
Понюхаем не порох, а асфальт.

Горочки пологие -
Я их - щелк да щелк!
Но в душе, как в логове,
Затаился волк.
Ату, колеса гончие!
Целюсь под обрез -
И с волком этим кончу я
На отметке «Брест»... (© В.В.)

40 лет назад в ночь на 25 июля 1980 г. во сне в своей московской квартире скончался Владимир Высоцкий (1938-1980). На фото в заголовке поста гитара с часами внутри грифа, показывающими время, когда остановилось его сердце. Ее можно увидеть в гостинице «Буг» славного города Бреста, где создан мини-музей «Владимир Высоцкий. Белорусские страницы».


Мне довелось погостить здесь в марте нынешнего года, прямо перед опусканием «марлевого занавеса». Отель старый, некогда был единственным в городе, разные знаменитости в нем останавливались с советских и последующих времен. Их портреты помещены в фойе и на стенах лестничных пролетов. Тут не раз бывал даже сам Бацька.

Радуют круглосуточная стойка регистрации, близость ж/д вокзала, невысокая цена, приветливый и адекватный персонал. Интерьеры рецепции в стиле соцреализма, как бы это политкорректнее сказать, «на любителя».


Но что здесь действительно трогает душу - сохранение памяти Владимира Высоцкого.
Вселенский характер любви к его творчеству возник не на пустом месте. Автор этих строк писал 7 лет назад о монументе в черногорской Подгорице. Прочел В.В. единственный раз перед телекамерой свое пронзительное стихотворение «Черногорские мотивы», и его строки запечатлены в металле на сербском и русском, украшают едва не каждый русскоязычный рекламный текст о Черногории. Он стал вторым русским поэтом, написавшем о черногорцах, а первым был Пушкин.

В.В. четыре раза останавливался в «Буге» по пути в Европу и обратно. А вот то, что Брест является составной частью его родословной, явилось для меня неожиданностью. Музей открылся в ноябре 2015 г. по инициативе директора гостиницы Дмитрия Минкевича. Огромную работу по составлению генеалогического древа В.В. проделали брестские и минские исследователи и коллекционеры. Заслуживает уважения тот факт, что в коммерческом отеле под музейную экспозицию выделен просторный зал у главной лестницы.
Заглянем в него, ключ можно взять у администратора отеля.


У входа громадный стенд, слева - коллаж с редким фото В.В. в роли Глеба Жеглова с орденом Красной Звезды на правом лацкане двубортного клифта пиджака. Справа - список с датами белорусских страниц, которых обнаружено 46. Среди них:
* 14.06.65 - Минск, встреча с режиссером киностудии «Беларусьфильм» Виктором Туровым, переросшая в крепкую и долгую дружбу, для этой студии В.В. написал 24 песни;
* 03-08.08.69 - Новогрудок, съемки фильма «Сыновья уходят в бой», во время коих В.В. спал на сеновале, сочинял песни по ночам, сюда же приехала его навестить Марина Влади;
* 03.09.70 - встреча с Мариной Влади в Бресте, где они останавливались в гостинице «Буг»;
* 18.04.73 - путешествие с Мариной Влади во Францию на Renault-16TS через Брест. Высоцкий стал, наконец, выездным. Стихи того года по впечатлениям поездки приведены в заголовке поста, вот их продолжение

Я там напьюсь водички из колодца
И покажу отметки в паспортах.
Потом мне пограничник улыбнется,
Узнав, должно быть, - или просто так.

После всякой зауми
Вроде: «Кто таков?»-
Как взвились шлагбаумы
Вверх, до облаков!
Лишь взял товарищ в кителе
Снимок для жены -
И… только нас и видели
С нашей стороны!

Я попаду в Париж, в Варшаву, в Ниццу!
Они - рукой подать - наискосок…
Так я впервые пересек границу
И чьи-то там сомнения пресек...

Главная композиция музея: звездная пара на фоне места встречи в сентябре 1970 г. после долгой разлуки.


В центре зала установлены три колонны с афишами фильмов, концертных программ спектакля «Гамлет», плакаты к 75-летию со дня рождения В.В. и его портреты.






На стендах и книжных полках - книги В.В., алфавитный указатель поэтических произведений (изд. второе, 2013 г.), программы разных концертов с исполнением песен В.В., пластинки, газетные заметки, копии оригинальных писем Управления культуры, приглашения на концерты В.В., его автографы на театральных программках.




Это музыкальный стенд: микрофон с усилителем, проигрыватель-чемодан «Молодежный» (был и у меня такой когда-то), вертушка SONY, грампластинка фирмы «Мелодия» с песнями В.В., ее можно прямо тут послушать.


Теперь самое интересное: фамильное древо В.В.


Оно представлено в виде огромного ветвистого дерева, поражает своей детальностью с большим числом веточек и ответвлений. Такого, говорят, нет даже в главном музее - Доме Высоцкого на Таганке.


Так вот, корни В.В. по отцовской линии произрастают из Бреста. Его дед, Вольф Шлиомович Высоцкий (1889-1962) происходил из белорусских евреев. Сохранилась нотариальная копия метрического свидетельства, в коей говорится, что Вольф Высоцкий родился в Брест-Литовске, а его отец - Шлиом Высоцкий, мещанин местечка Селец. В Бресте же дед Высоцкого Вольф женился на закончившей акушерско-фельдшерскую школу Доре Овсеевне Бронштейн (1891-1970). Свадьбу они сыграли по еврейским традициям. С 1911 г. он жил в Киеве, где учился в Коммерческом институте одновременно с Исааком Бабелем и Соломоном Михоэлсом.
Уехав в Москву он сменил имя и отчество, став Владимиром Семеновичем. В 1930-е гг. работал в коммерции и юриспруденции.

Многие исследователи считают это знаком судьбы - внук стал полным тезкой деда. Здесь уместно особо отметить, что дед и внук были внешне очень похожи друг на друга. Дед В.В., по воспоминаниям современников «отличался глубокой интеллигентностью, беспокойным характером и строгостью к обучению…». И во все последующие годы жизни, до самой кончины в 1962 г. он был во многом опорою для семейства Высоцких.


Фамилия Высоцкие связана с названием городка Высокое Брестской области, куда, по выводам ряда изысканий, в конце XIX в. переселился прадед Владимира Семеновича. Это самый западный город Беларуси, рядом находится МАПП «Песчатка», коим удобно пользоваться при поездках в Белосток и его окрестности.

Знал ли В.В. о своих белорусских корнях? Его родственница из Минска, доктор искусствоведения, профессор Надежда Высоцкая вспоминает, что эта тема В.В. не интересовала. «Белорусом он себя не чувствовал»,- говорит Высоцкая и подчеркивает, что у ее знаменитого родственника была белорусская, русская и еврейская кровь. Однажды в Минске он увидел произведения старобелорусского искусства. «Древнее, белорусское... Неизвестно что!»,- только и сказал В.В.

Брест впервые был им упомянут в песне «Холода», написанной для фильма «Я родом из детства» и назван «другим городом»:
В холода, в холода
От насиженных мест
Нас другие зовут города,
Будь то Минск, будь то Брест…
В холода, в холода…

Строки из песни «Я летчик, я истребитель…» (не путать с другой: «Я - "Як"-истребитель…») звучат совсем иначе:
Я ложь отличаю от боли -
Положено мне отличать .
Мы Брест сегодня отбили.
Вчера же мы Брест бомбили,
А в Бресте и дом мой, и мать.

В общем, осталась тут некая недоговоренность. Так вот и с памятником В.В. в Бресте: ведутся разговоры о его установке да разные согласования уже 5 лет, а дальше них дело не идет. А жаль.


З.Ы. Номер 209, где дважды проживал Владимир Семенович, сегодня оформлен в стиле 1970-х гг. Попасть в него мне не удалось, он был занят, привожу снимок из сети.


Авторские фото 2020 г.
Up