Как мыши Лукича хоронили

Apr 17, 2018 15:01

БОЛЬШЕВИЦКИЕ КОМИКСЫ ПАНТЕЛЕЙМОНА ЛЕПЕШИНСКОГО (1868-1944)
«Жил-был Мурлыка, рыжая шкурка, усы как у турка; был же он бешен, на бонапартизме помешан, за что и повешен.
Радуйся, наше подполье!...»



Ровно 150 лет назад коммунизма призрак по Европе рыскал, уходил и вновь маячил в отдаленьи, а в России в глуши Могилёва родился обыкновенный мальчик Лепешинский. Произошло это 29 февраля (12 марта) 1868 г. в семье сельского священника, и назвали мальчика Пантелеймон. Как вы уже догадались, вырос этот мальчик профессиональным смутьяном и инсургентом революционером. Да еще каким: член РСДРП с 1898 г., большевик с 1903 г., корреспондент «Искры», ближайший соратник тов. В.И. Ульянова (Ленина). Прошел тюрьму и ссылку, в 1903 г. эмигрировал в Швейцарию.
После «великой и бескровной» Февральской революции 1917 г. он уже городской голова в Орше. После Октября - член коллегии Наркомпроса, председатель ЦК Международной организации помощи борцам революции (МОПР), директор Исторического музея (1927-1930), затем Музея Революции (1935-1936). Автор трудов по истории партии, педагогике, коммунистическому воспитанию, доктор исторических наук. Делегат XV-XVIII съездов и XV-XVII конференций ВКП(б).


Пантелеймон Николаевич Лепешинский
(конец 1930-х гг.)

Его супруга Ольга Борисовна Лепешинская (1871-1963) - советский биолог, лауреат Сталинской премии 1-й ст., академик АМН СССР (1950). Она создала теорию о новообразовании клеток из бесструктурного «живого вещества». Ее активно поддержал академик Лысенко, выступив с заявлением, что теория Лепешинской дает понять, каким образом из пшеницы можно получать овес. Или как кукушка превращается в пеночку, а пеночка - в кукушку. О трудах своей жены сам Пантелеймон Николаевич в частных разговорах отзывался так: «Вы её не слушайте; она в науке ничего не смыслит и говорит сплошные глупости».
Жили супруги в знаменитом «Доме на набережной», на стене которого сохранилась мемориальная доска.


150-летие П.Н. Лепешинского прошло абсолютно никем не замеченным. За всем тем он обладал талантом художника и оставил нам ряд уникальных свидетельств ушедшей эпохи. Это рисунок, сделанный им в Женеве в 1904 г.


Слева направо - В.И. Ленин, П.Н. Лепешинский, Г.В. Плеханов, П.Б. Аксельрод, Ю.О. Мартов (в профиль).
Спина на переднем плане идентификации не поддается

ДЕДУШКА ЛУКИЧ AKA КОТЭ
Лепешинского можно считать родоначальником жанра большевицких комиксов. Произошло это в том же любезном революционным сердцам граде Женеве.
В приложении к «Искре» от 1 июня 1904 г. появилась статья лидера меньшевиков Мартова под заглавием «Вперед или назад» и с подзаголовком: «Вместо надгробного слова». В ней проклятый оппозиционер ,либерал и агент Госдепа осмелился критиковать книгу тов. Ленина «Шаг вперед, два шага назад».

По заданию коллектива большевицкой фракции Пантелеймон Николаевич взялся за карандаш, и через четверть часа им была набросана карикатура: «Как мыши кота хоронили». Окружающие товарищи нашли идею карикатуры настолько удачной, что потребовали от автора перерисовать карикатуру литографскими чернилами, чтоб в количестве нескольких тысяч экземпляров пустить ее в обращение среди партийной публики.

Здесь надо напомнить, что сказка В.А. Жуковского «Как мыши кота хоронили» была необычайно популярна в те годы. Она неоднократно переиздавалась с прекрасными иллюстрациями художника Г.И. Нарбута.


Я даже законспектировал фрагмент первоисточника. «Разнесся в подполье слух, что Мурлыку повесили. Наши лазутчики сами видели, это глазами своими. Вскружилось подполье; шум, беготня, пискотня, скакание, кувырканье, пляска - словом, мы все одурели <...>. Не разведав дела порядком, вздумали мы кота погребать, и надгробное слово тотчас поспело.
Его сочинил поэт наш подпольный Клим, по прозванию "Бешеный хвост"; такое прозвище дали ему за то, что, стихи читая, всегда он в меру вилял хвостом, и хвост, как маятник, стукал. Все изготовились, отправились мы на поминки к Мурлыке; вылезло множество нас из подполья; глядим мы, и вправду кот Мурлыка в ветчине висит на бревне, и подвешен за ноги, мордою вниз; оскалены зубы; как палка вытянутый весть; и спина, и хвост, и передние лапы словно как мерзлая, оба глаза глядят не моргая. Все запищали мы хором: "Повешен Мурлыка, повешен кот окаянный, довольно ты, кот, погулял; погуляем нынче и мы!"».

А вот что нарисовал и сочинил Лепешинский. КАРТИНА 1


Попытаемся идентифицировать персонажей. Три мыши наверху - Мартов, Аксельрод, Троцкий.
Тов. Ленин в центре в виде котэ, висящего на собственной лапе. На его хвосте мышь Вера Засулич, конец хвоста грызет Ф. Дан. Справа щерится Инна Смидович. Мышь на бочке внизу с надписью «Диалектика. Остерегайтесь подделок», скорее всего, А. Потресов (Старовер). Всем командует Премудрая крыса Онуфрий - Плеханов, сидящий в окне между ставнями с надписью: «Протоколы съезда» и «Протоколы Лиги».

КАРТИНА 2


«Труп» кота лежит на полу. Вокруг него оргия шумного ликования. Плеханов с Троцким, обхвативши друг друга лапками, откалывают канкан под игру Дана в дудку. Мартов с «Надгробным словом» расположился на брюхе у кота.
Текст: «Мурлыка лежит и не дышит. Вот мы принялись, как шальные - прыгать, скакать и кота тормошить. А премудрая крыса Онуфрий от радости, знать, нализался хмельного питья диалектики так, что сразу забыл и про когти мурлыки и даже про ”фразу парадную в ложно-классическом стиле”: облапив мышенка, который хотя и не кончил трех классов гимназии, но к диалектике столь же большое пристрастье имел, как и крыса Онуфрий, и всеми мышами был признан законным наследником крысы - так вот, облапив мышенка, он в пляс с ним пустился под дудку ”кота в миниатюре” (изволите видеть - у нас среди ”видных” мышей был тезка кота, чем он очень гордился. Поэт же наш Клим, на Мурлыкино пузо взобравшись, начал оттуда читать нам надгробное слово, а мы гомерически - ну хохотать! И вот что прочел он: ”Жил был Мурлыка, рыжая шкурка, усы, как у турка; был же он бешен, на бонапартизме помешан, за что и повешен. Радуйся, наше подполье!”».

КАРТИНА 3


Мурлыка ожил.
«Но только успел он последнее слово промолвить, как вдруг наш покойник очнулся. Мы брысь - врассыпную... Куда ты! Пошла тут ужасная травля. Тот бойкий мышенок, что с крысою старой откалывал вместе канкан - домой без хвоста воротился. Несчастная ж крыса Онуфрий, забыв о предательских дверцах, свой хвост прищемил и повис над боченком, в котором обычно приют безопасный себе находил он, лишь только ему приходилось крутенько. Его ж закадычный приятель - друг с детства - успел прошептать лишь: «Я это предвидел» и тут же свой дух испустил. А ”кот в миниатюре” с беднягой поэтом - прежде других всех достались Мурлыке на завтрак. Так кончился пир наш бедою».

Комиксы произвели впечатление. «Некоторые негодовали, некоторые выражали свое отменное удовольствие,- писал П. Лепешинский. Мне кажется, что чаще улыбались, чем хмуро сдвигали брови. Я уже рассказывал о том, как встревоженная за своего Жоржа добрейшая Роза Марковна (жена Плеханова - В.М.) снизошла до объяснения со мной возле нашего ”Вертепа" (дом, населенный большевиками, - на набережной Арвы). Я помню ее искреннее возмущение:
- Это что-то невиданное и неслыханное ни в одной уважающей себя соц.-демократической партии. Ведь, подумать только, что мой Жорж и Вера Ивановна Засулич изображены седыми крысами... У Жоржа было много врагов, но до такой наглости еще никто не доходил... Что скажет о нас Бебель? Что скажет Каутский?».

ЕЩЕ КОМИКСЫ
«Участок» (редакция новой «Искры»). Г.В. Плеханов изображен приставом в полицейском мундире.


В октябре 1903 г. Плеханов стал единоличным редактором «Искры», а затем кооптировал в состав редакции всех бывших редакторов, кроме В.И. Ленина. С 53-го номера «И.» стала газетой оппортунистов-меньшевиков. Когда большевики приносили в редакцию свои рукописи, у них спрашивали партийный паспорт.
«В исправницком мундире восседает на кресле глава участка и прикрывает своей пятерней, пряча от нескромных глаз "шпаны", строго секретный документ: Протоколы Совета. Его ближайший помощник углублен в изучение справки: "согласно свода законов членами организации именуются те, кои"... Другой подчасок - у телефона. "Некто в штатском" всматривается в физиономию шпаны и изучает их. А шпана (на карикатуре не трудно узнать Лядова, Олина, Сампсонова, Гусева, Бонч-Бруевича) обращается по начальству с ходатайством: "Покорнейше просим Вашество поместить наше заявление в Ведомостях Градоначальства. На стене портреты "самых уважаемых и старейших"».

«Сизифова работа». Изображение меньшевистского «болота» и его обитателей.


«Битва щедринских мальчиков». Эта карикатура заставила Лукича хохотать до упаду.


Она изображает двух щедринских мальчиков: в штанах (Бебеля) и без штанов (Вл. Ильича), Бебель зазывает «мальчика без штанов» в свой фатерланд, чтоб помирить драчунишку с остальными мальчиками, с которыми он рассорился, а верный своей санкюлотской природе мальчик без штанов непочтительно отвечает на это любезное приглашение: «На-тко, выкуси».

Эти и другие комиксы приведены в книге Пантелеймона Лепешинского «На повороте (от конца 80-х годов к 1905 г.)», которую мы и рекомендуем всем, кого заинтересовала тематика.
Возвращаясь к теме разборок партийных мышей и кота, приведем еще один рисунок автора книги, сделанный во время его проживания в Доме на набережной перед войной.


источник изображения

Кажется, на этот раз котэ был настоящим.

Под черной зарослью есть тропы,
Бетонным связаны узлом -
Там сатаны заезжий дом.
Когда в кибитке ураганной
Несется он, от крови пьяный,
По первопутку бед, сарыней,
И над кремлевскою святыней,
Дрожа успенского креста,
К жилью зловещего кота (© Н.К.)

Опять-таки, лица посвященные уверяют, что сей по происхождению вовсе не Котэ, а Тигр.

Основные источники:
1. Пантелеймон Лепешинский. На повороте (от конца 80-х годов к 1905 г.). 2-е издание, 1925; доступна ЗДЕСЬ
2. Какъ мыши кота хоронили (соч. В.Жуковскаго, рис. Г.Нарбутъ) изд. I.Кнебель, Москва. 1910.
Up