ПО СЛЕДАМ ВЕЛ. КНЯЗЯ МИХАИЛА АЛЕКСАНДРОВИЧА
В год столетия Русской революции и падения дома Романовых надо вспомнить Великого князя Михаила Александровича (04.12.1878-13.06.1918), младшего брата Николая II, российского военачальника, члена Государственного совета и героя Великой войны. «Он всегда там, где опасно и где противник развил губительный огонь. Толкает Михаила Александровича в этот огонь личная отвага сильного физически, полного жизни воина и кавалериста… Полки, видя Великого князя на передовых позициях своих, готовы идти за ним на верную смерть»,- писал в 1915 г. журналист Н.Н. Брешко-Брешковский.
Многие историки считают его последним Российским императором Михаилом II. По-видимому, это неверно, так как «отречения» Николая II де-факто
не существовало . И в тексте подписанного Михаилом Александровичем манифеста о «непринятии Престола» было разъяснение, что верховная власть будет им восприята, если Учредительное собрание решит вопрос об образе правления государством путем всенародного голосования. Получается, это тоже не было «отречением», а лишь «отложенным решением». Михаил Александрович не дождался Учредительного собрания, был этапирован в Пермь и расстрелян в пригородном лесу. Он стал первым из Романовых, убитым большевиками, что положило начало истреблению ими всей династии.
Сегодняшний рассказ не об этом.
Какую память хранит Санкт-Петербург о Михаиле Александровиче? Ни улицы с его именем, ни памятника у нас нет. Сохранился великокняжеский дворец на Английской набережной д. 54, в котором он появлялся эпизодически. Туда мы сейчас и направимся. На фасаде дворца нет посвященной Михаилу Александровичу мемориальной доски или иного памятного знака, а значит, память о нем хранится в метафизическом пространстве города в какой-то иной форме.
В поисках потаенных мест подойдем ко дворцу с не совсем обычной стороны.
ВДОЛЬ ПО УЛИЦЕ ГАЛЕРНОЙ
Длиннющая и узкая ул. Галерная проходит параллельно Неве от Сенатской пл. до Ново-Адмиралтейского канала. Устроена она следующим образом: правая (нечетная) сторона являет собой «задворки» домов, выходивших на Английскую набережную. Петербургская родовитая аристократия строила особняки с фасадом на Неву, а со стороны Галерной, откуда осуществлялся подъезд, были куда более скромные здания, служебные, людские помещения, доходные дома. Между ними образовывались дворы. В итоге Галерная приобрела совсем не респектабельный вид и стала похожа на каменный шланг, на ней к тому же нет никакой растительности. За одним исключением.
Единственным не застроенным со стороны Галерной является участок д. 55. Еще здесь есть совсем крохотный садик, в котором стоят три старых узловатых тополя (авторский снимок в заголовке поста). Они хорошо заметны с улицы, вот более выразительное летнее фото, заимствованное с сайта
Citywalls .
Этот участок через систему дворов соединен с дворцом на Английской набережной. Особенность его застройки объясняется тем, что Вел. кн. Михаил Александрович был фанатичным автолюбителем.
Вел. кн. Михаил Александрович с супругой. 1912 г.
Николай II впервые упоминает в дневнике об этом в 1899 г.: «Миша привез меня чрезвычайно быстро на своей бензинке во дворец». В 1904 г. он уже выступал в роли шофера императора, из дневника Николая II следует, что с мая по сентябрь он довольно часто ездил на автомобиле с младшим братом.
Первый международный автосалон в Петербурге в 1907 г. также был организован Вел. князем.
Здесь на Галерной для него был оборудован обширный гараж.
Заглянем в этот двор. Вход в него украшает классическая арка с небольшим павильоном.
Несмотря на частичную перестройку советских времен, тут можно найти много подлинного. Еще приятной особенностью является отсутствие кодовых замков и решеток, превращающих петербургские дворы в подобие зоопарка.
Сохранились те самые ворота.
Первый дворик. Прямо перед нами фасад одного из корпусов дворца. Окна были заложены при советской реконструкции.
Кажется, гараж был в этом флигеле (справа от входа во двор), позже перестроенном.
На флигеле слева вывеска Всероссийского общества глухих (ВОГ), которому национализированный дворец был передан в 1922 г. Оно до сих пор пользуется почти всеми его помещениями. Ранее вывеска находилась у главного входа с Английской наб.
Во второй дворик ведет очень эффектная, узкая и длинная арка, облицованная керамической плиткой.
Перед нами открывается тыловой фасад главного корпуса дворца. Здесь сохранились необыкновенно красивые фонари.
И каким-то чудом - старая черемуха, с затейливо изогнутым и перекрученным стволом, будто символизирующая судьбы обитателей дворца.
Войти во дворец можно через эту сохранившуюся подлинную дверь черной лестницы.
Дверная ручка. Ее не раз касалась рука Великого князя.
Дверь эта, разумеется, всегда закрыта. Но если очень-очень захотеть, можно найти способ попасть внутрь.
ИНТЕРЬЕРЫ ДВОРЦА
И тогда мы увидим перед собою 2-ю дверь,
за ней фантастически красивая «черная» лестница в стиле модерн. Это вид ее снизу,
а это - сверху.
Где-то мы эту лестницу уже видели, в каком-то фильме (если не ошибаюсь, «Господин Оформитель»).
Здесь надо сказать пару слов об истории дворца. Он переменил много хозяев, предпоследним из них был В.А. Меншиков. До 1911 г. тут размещалось посольство Испании, а к 1913 гг. дворец был перестроен архитектором Р.Ф. Мельцером, мастером модерна, для нового владельца, Михаила Александровича.
Жить во дворце Великому князю так и не довелось. 16 октября 1912 г. он вступил в морганатический брак с Натальей Вульферт (об этом пост автора
«Два гатчинских романа» ), после чего его имущество было передано в опеку, и сам он был вынужден проживать за границей, как частное лицо.
Свой дворец Михаил Александрович увидел только в годы Первой мировой, когда получил Высочайшее прощение и стал командовать на фронте Кавказской туземной конной ( «Дикой») дивизией. Его супруга с детьми жила в Гатчине, в своем дворце он организовал лазарет для раненых воинов. Здесь же у него был личный кабинет и располагались подразделения штаба.
Поднимемся по лестнице. Очень симпатична верхняя ее площадка, откуда вход в жилые покои 3-го этажа (проникнуть не удалось).
Здесь когда-то был лифт, а сегодня находятся кладовки для разных хозмелочей и прочего барахла.
Наш дальнейший путь лежит через проходное помещение библиотеки ВОГ (в ней подлинные зеркала в стиле модерн),
и вот, мы уже видим наши тополя сквозь окно дворца. Удивительно что сюда еще не добрались стеклопакеты, все оконные рамы, бронзовые ручки и шпингалеты подлинные.
Театральный зал.
Был он переделан уже при советах из зала танцевального (помните заложенные окна на дворовом фасаде?), в нем была сооружена сцена и оборудован наклонный деревянный пол.
В зале шесть колонн с причудливыми капителями, хоры, на коих поселились некие морские существа, играющие роль атлантов. Очень симпатичный душе автора синтез рококо и модерна.
Еще во дворце сохранилось несколько подлинных каминов. Вот один из них, изготовленный из красного мрамора.
Далее мы пройдем через коридор с окнами во дворик и еще через одну черную лестницу, уже не столь выразительную
и попадем в главный корпус дворца. Точнее, в помещение столовой, где до нас дошли еще один аутентичный камин, деревянные потолочные панели и двери.
Вид на Неву из дворцового эркера.
Холл 2-го этажа.
И вот, наверное, самая впечатляющая часть дворца - парадная лестница с мраморными перилами и ступенями, атриумом и световым фонарем.
Она украшена изысканными фигурами атлантов, кариатид и позолоченной лепкой.
И тут же картины с революционными солдатами и матросами.
Революционный крейсер «Годзилла» «Аврора». С такими габаритами он явно не мог попасть в Неву естественным путем. Предвещает Петрограду скорое светопреставление и прелести апокалипсиса.
Дедушка Ленин.
- Товагищи! Ггеволюция, о необходимости котогой так долго говогили большевики… отменяется!
(голос из зала) -А почему?
- А по КА-ЧА-НУ!!!
А пятая колонна уже и тогда не дремала!
Это все, конечно, шутка. А мы спускаемся в холл 1-го этажа и выходим на Английскую набережную. Любуемся парадным фасадом дворца, облицованным гранитом и светлой керамической плиткой.
К сожалению, не удалось попасть в личный кабинет Вел. князя (его окно в левом эркере на фото выше). Еще прискорбным фактом является отсутствие портретов Михаила Александровича, членов его семьи. Исключение - скромный информационный стенд ВОГ «Последний владелец» в коридоре 2 этажа.
Вернемся к нашим трем тополям. С виду они очень старые, а серебристый тополь живет до 120-150 лет.
Теоретически они могут помнить Великого князя.
Когда тополя были посажены? Я нигде не смог найти датированных старых фотографий этого места. Если кто-то их пришлет, буду очень признателен.
Другие посты автора по теме:
«Два гатчинских романа».
«Палаш Вел. князя Михаила Александровича».
Фотография усадебного дома Вел. князя в Брасово и картины его интерьеров приведены в рассказе автора
«Станислав Жуковский. Поэзия старого дворянского дома».
ДОПОЛНЕНИЕ. ДОМАШНИЙ АДРЕС
«4 марта 1917г., суббота
Петроград и Гатчина.
В 11 ч. Дж<онсон> и я поехали на Балт<ийский> вокзал <...>.
Вокзал был переполнен ниж<ними> чин<ами>, всюду были пулеметы и ящики с патронами. Мы поехали с экстренным поездом - со мною ехали Юзефович и Дж<онсон>. У вагона находилась рота, с кот<орой> я здоровался, а при уходе поезда собравшаяся толпа меня приветствовала. Около 1½ мы приехали в Гатчину. Я вздохнул с облегчением, когда, наконец, приехал домой».
Это строки из дневника Вел. князя Михаила Александровича. С момента возвращения в Россию в 1914 г. и до ареста большевиками и высылки в Пермь он проживал со своей супругой графиней Н.С. Брасовой в Гатчине в собственном доме по адресу ул. Николаевская, 24.
Дом не дошел до наших дней. Удалось с трудом найти его фото приличного качества.
источник Улица Николаевская ныне носит гордое имя тов. Урицкого.