Финский православный японец

Dec 19, 2016 00:01




ИКОНОПИСЕЦ ПЕТРОС ИВАО САСАКИ
Православие сегодня является государственной религией Финляндии, несмотря на то, что его исповедует 1,1% населения (около 60 тыс. чел.). Распространена эта вера преимущественно в восточной части страны, а столицей финского Православия считается Куопио, где находится, кстати, интереснейший православный музей.
Самым необычным, по мнению автора этих строк, является вот что: почти в каждом дальнем финском городке есть православная церковь или часовня. Причем не из числа тех, что были возведены во времена Великого Княжества Финляндского (1809-1917 гг.). Прибываешь, к примеру, в приполярный Оулу, что у самой макушки Ботнического залива на Северо-Западе и совсем не ощущаешь себя здесь чужим, встретив храм с восьмиконечными крестами.


Свято-Троицкий собор г. Оулу (1957)

За послевоенные годы в Суоми построили 14 новых православных церквей и 45 часовен. Их внешний вид часто непривычен для российского ока. Но внутри - иконы и фрески, написанные по древнерусским и византийским канонам, никаких модернистских изысканий.
Кто их написал? Откуда в скандинавской стране появилась традиционная русская иконопись, на липовых досках темперой с добавлением яичного желтка? Напомню, что единственными иконописцами в Финляндии в первые десятилетия независимости были монахи Валаамского монастыря, чей стиль соответствовал идеалам Академии художеств в Санкт-Петербурге, и писали они, в основном, маслом.

Об одном из основателей современной финской иконописи, человеке с совершенной удивительной биографией, этот рассказ.

УРОЖЕНЕЦ ПРЕФЕКТУРЫ АКИТА


На крохотном кладбище Линтульского Свято-Троицкого монастыря Финской православной церкви, что в местечке Палокки, в 18 км от Ново-Валаамского монастыря, стоит деревянный крест, «с домиком», похожий на старообрядческий (фото в заголовке). На нем табличка с надписью:
SASAKI
PETROS IWAO
23.8.1939-30.3.1999
Здесь нашел последнее пристанище Петрос Ивао Сасаки, уроженец японского города Одате, что в префектуре Акита. О нем известно немного. Он родился в православной семье, принадлежавшей, по-видимому, к числу последователей Св. Николая Японского (1836-1912). Изучал богословие в Греции, в Афинском университете, там же обучился темперной живописи. В Финляндию он переехал в 1968 г. по приглашению Архиепископа Карельского и всея Финляндии Павла (Георгий Алвович Гусев, 1914-1988), энтузиаста возрождения иконописи в стране.

Петрос Сасаки обосновался в Куопио и сразу же получил работу по росписи строящихся православных храмов. Первое лето провел в Ново-Валаамском монастыре, а позднее открыл в Куопио иконописный кружок, выполняя как церковные, так и частные заказы. Первым крупным заказом было написание иконостаса для построенного в 1973 г. Свято-Троицкого собора Линтульского монастыря.
В 1972 и 1973 гг. финская газета «Савон Саномат» напечатала две статьи о Сасаки. В интервью иконописец заявил, что плохо говорит по-фински, а язык изучает, сравнивая тексты Библии на японском и финском.
В 1975 г. Сасаки получил финское гражданство. Он женился на финке и прожил в стране до конца своих дней, собрав вокруг себя группу энтузиастов иконописи.


Петрос Сасаки пишет изображение Богородицы - алтарную фреску собора Оулу, источник сайт собора

Петрос Сасаки по признанию самих же финнов сделал огромный вклад в качестве художника и педагога. Его иконы можно увидеть в церквях и часовнях практически по всей стране, и он поднял новое поколение иконописцев, особенно в епархиях Куопио и Оулу, многие из которых сами развились в талантливых преподавателей искусства.

Самой крупной работой Сасаки явились изготовление иконостаса и роспись фресок в византийском стиле в Спасо-Преображенской церкви города Каяани (1959, реконструкция 1988). Я был в этом милейшем городке 6 лет назад, но посетить храм не удалось, он просто был закрыт. Привожу несколько заимствованных снимков.


Интерьер Спасо-Преображенской церкви г. Каяани, источник изображения

Фресковая роспись была выполнена Петросом Сасаки в содружестве с кипрским иконописцем Алкивиадисом Кеполасом. Оставляет впечатление полного погружения в Византию. Фото заимствованы из сообщества Kajaanin ortodoksinen seurakunta на Фейсбуке.






СВЯТО-ТРОИЦКИЙ СОБОР ЛИНТУЛЬСКОГО МОНАСТЫРЯ
Автор этих строк многократно посещал сей храм. Вот так он выглядит в зимние сумерки.


Привожу собственные снимки для иллюстрации творчества Петроса Сасаки (заранее извиняюсь за их качество). Интерьеры собора.


Иконостас в храме очень простой и содержит только Царские Врата и один Местный ряд. За ним большая алтарная икона Божией Матери Знамение (она видна только частично). Фрагмент иконостаса справа от Царских Врат- образа Спасителя, Св. Иоанна Крестителя и Пресв. Троицы.


Царские врата.


Фрагмент иконостаса слева от Царских Врат - образа Св. Архангла Гавриила и Пресв. Богородицы; левый образ идентифицировать не удалось.


А вот подлинный шедевр - образ Божией Матери Коневской, небесной покровительницы Финляндии.


Особенность Коневского образа: вместо традиционного свитка Младенец Христос держит в левой руке одного или двух птенцов. Тот, то знаком с его иконографией, сразу заметит, что изображение Коневской Божией Матери всегда поясное. А Петрос Сасаки сделал ростовое изображение. Такого больше нет нигде (пусть специалисты меня поправят). Чтобы на это решиться, надобно, государи мои, помимо вдохновения еще и дерзновение иметь!

Впрочем, излишний пафос тут ни к чему, а творчество японского иконописца просто хорошая иллюстрация к существованию Православной Восточной Церкви на финской земле.
Up