Вынос мозга по-фински. Или исповедь одинокой души

Jun 08, 2016 21:04




- Слушай, старый Вяйнемёйнен,
Я привез тебе подругу.
Хороша она собою,
А мешать тебе не будет,
Потому что не болтлива. («Калевала», руна 37)

МИСТИЧЕСКИЙ ЛЕС ВЕЙО РЁНККЁНЕНА
Patsaspuisto или «Парк статуй» в переводе с финского находится рядом с трассой № 6 Via Carelia, не доезжая 8 км. до городка Париккала (40 мин. на автомобиле от МАПП «Светогорск-Иматра»). Это место считается самой жуткой достопримечательностью Финляндии. Не так давно оно попало в Top-20 пугающих мест на планете по версии «библии для туристов» - американского журнала Conde Nast Traveler .

Наши соотечественники прозвали его «Мистический лес», что, наверное, ближе к истине. Парка и какой-либо ограды тут нет. А есть домик у дороги, окруженный садом, незаметно перетекающим в дремучий лес с крохотным озерком.






Среди всего этого стоят, сидят, лежат, бегут 500 скульптур, результат полувекового труда художника-самоучки, рабочего картонной фабрики Вейо Рёнккёнена (1944-2010).





















Об этом месте написано очень много. Любители ужастиков и разной паранойи приезжают сюда за острыми ощущениями. «Зомби-парк»,- такое название услышал я от одного своего знакомого.
Иные находят эротику голубого оттенка и прочие патологии. Кто-то считает скульптуры просто топорной работой и посмеивается над всякой мистикой. Им я посоветовал бы погулять тут в одиночку белою июньской ночкой иль пройтись с фонариком осенним вечерком.

По моему глубокому убеждению, самое интересное и загадочное здесь - личность творца. Кто он: алхимик, создававший гомункулов, рабби Лёв, сотворивший Голема или герой «Калевалы» кузнец Илмаринен, что сковал для себя безмолвную невесту, а затем пытался сплавить ее Вяйнемёйнену?


источник фото

Вот что удалось про него разузнать.

ITE - ХУДОЖНИК
Грубоватый простонародный стиль современного искусства называется в Финляндии «ITE Art», аббревиатура от Itse Tehty Elämä = Self Made Life. Вейо Рёнккёнена финны называют ITE-художником.

Рёнккёнен вел дневник. Последняя запись, датируемая 23 марта 2010 г., кануном Пасхи, гласит: «День был обычным» . Он как всегда начал утро с занятия йогой, зажег огонь в хлебопекарной печи, обошел сад, плавал в бассейне неподалеку от Иматры и почувствовал усталость после возвращения домой. Прилег отдохнуть.
Больше скульптор не просыпался. Ему было всего 66 лет.

Вейо родился 25 февраля 1944 г. в общине Париккала, оккупированной на тот момент советскими войсками. Он был младшим из 4-х детей. Атмосфера в семье Рёнккёненов характеризовалось не только тяжелым трудом, но и резкостью и недовольством матери. Дети, похоже, не имели иного значения, помимо неоплачиваемой рабочей силы. Постоянное принижение со стороны матери сломало самооценку мальчика, и он стал почти патологически застенчив.
В подростковом возрасте Вейо нашел свой путь обратно к озерку Луммелампи, где купался, будучи ребенком. Он выкопал немного глины от берега, где он провел самые счастливые времена и слепил небольшую фигуру человечка. Это был своего рода сказочной автопортрет. Его внутренний ребенок нашел выход, и всё его дальнейшее творчество можно рассматривать, как продолжение этой маленькой фигуры.

В 16 лет Вейо устроился прессовщиком на картонную фабрику в Симпеле, где проработал 41 год до выхода на пенсию.
На свою первую зарплату он купил 10 саженцев яблонь и мешок цемента, чтобы начать создавать свой мир в своем саду. Первую скульптуру из бетона Рёнккёнен отлил в 1961 г. Через 10 лет он открыл «фирменный» элемент своего стиля ваяния: стеклянные глаза и вставные зубы. Зубными протезами его снабжал знакомый дантист, а для статуи Метателя копья он использовал вставную челюсть покойного отца.



Рёнккёнен фактически не обладал способностью поддерживать социальные контакты, по-видимому, он был, аутистом. Семьи так и не создал. Отдушину находил в занятиях спортом (ежедневно проплывал до 20 км.), йогой, фотографией.

Духовным центром Мистического леса является «Сад йогов», в котором 250 бетонных фигур навечно застыли в асанах йоги. Мох медленно покрывает лица и тела скульптур. Кажется, будто мятущиеся души находят в конце концов равновесие и умиротворение. Большая часть находящихся тут скульптур является небрежно замаскированными автопортретами Рёнккёнена.



Многофигурную композицию на дорожке, ведущей к сердцу парка, называют «Карнавальное шествие». Здесь можно найти символическое изображение ряда сцен, задач, проблем, искушений и ловушек на «пути к Храму».


Мать художника посреди «Карнавального шествия». Она упорно не признавала талантов сына. Пока он не обрел мировую известность.
Источник фото

После смерти матери Рёнккёнен сосредоточился исключительно на изображениях детей. Кажется, это помогло ему освободиться от печальных воспоминаний о собственном детстве и укрепило связь между творцом и делом его рук: скульптуры стали детьми художника. В последний год жизни он завершил работу над еще одним основным компонентом парка - композицией «Детский парад».


Рёнккёнен со своими детьми. Источник фото

В 2007 г. он был удостоен премии Министерства культуры Финляндии (€ 30 000), но не пришёл на церемонию награждения, поручив получить её фотографу Вели Гранё.

Искусство Рёнккёнена стало магнитом, который притягивал к нему людей. Плату за вход в свой сад он не брал, но настаивал, чтобы посетитель оставлял запись в книге отзывов. Эта традиция сохранилась до сих пор. Рядом с толстой книгой - копилка для добровольных взносов на содержание парка.



НЕСКОЛЬКО ПОЛЮБИВШИХСЯ КОМПОЗИЦИЙ
Они отобраны исключительно из субъективных предпочтений автора этих строк.
Карнавальное шествие (фрагмент)



Супруги (?) и черный ребенок.



Монашка и пацан с расстегнутой ширинкой.



Священник и детишки…



Беззубая Мерилин (возраст, что поделаешь…)



Kuolema-смертушка.






Несем самое дорогое.












Собачка (см. внизу).



Кому-то поплохело.



Сладкая, очень сладкая парочка.



Любитель или любительница (?) чтения на фоне йогинов.



Немного садо-мазо и радуги (борцам за нравственность и духовные скрепы просьба не смотреть!)








Чорт (он же дьявол, шайтан, paholainen и т.д.). Как-то удивительно художник чувствует его природу, он раздвоенный и пустой внутри.



Совы, их тут очень много, самых разных.



Дорожки в парке со следами ступней ног и кистей рук. Вместе с посаженными художником растениями, кустами, деревьями они образуют органичный ансамбль со скульптурными композициями. Прямо посреди одной из них торчит голова.






«Вот она - Эрдели! Не веришь - спроси!» (Москва-Петушки).



Это сам ITE-художник, присевший ненадолго отдохнуть.



А это прачки. Их зовут Elli и Siiri. Рядом с ними Leena... как-то женушка подозрительно гармонично вписалась в их компанию.



Основные источники:
Veli Granö. Self-made man Books from Finland, A LITERARY JOURNAL, 1 April 2009
Авторские фото: июнь 2016 г.
Up