Михаил Лермонтов, командир спецназа

Nov 27, 2013 21:19

Раз - это было под Гихами,
Мы проходили темный лес;
Огнем дыша, пылал над нами
Лазурно-яркий свод небес.
Нам был обещан бой жестокий.
Из гор Ичкерии далекой
Уже в Чечню на братний зов
Толпы стекались удальцов.
Над допотопными лесами
Мелькали маяки кругом;
И дым их то вился столпом,
То расстилался облаками;
И оживилися леса;
Скликались дико голоса
Под их зелеными шатрами.
Едва лишь выбрался обоз
В поляну, дело началось... (М.Ю.Лермонтов, Валери́к, 1840)



Действия Чеченского отряда 6-14 июля 1840 г.



«Глядя в его тёмные глаза, смотрящие на меня с портрета, через столько лет я задаю ему беззвучный вопрос: «Зачем?» - и не слышу в ответ ничего, как будто загадочная душа оставила нам тайну, разгадать которую не сможет никто» ( источник цитаты ).

«Кто кончил жизнь трагически, - тот истинный поэт! А если в точный срок - так в полной мере...». Моя френдесса silva2103 недавно вспомнила печальную историю гибели Михаила Юрьевича Лермонтова и высказывание Ивана Бунина «Просто представить себе нельзя, до какой высоты этот человек поднялся бы, если бы не погиб двадцати семи лет».

Версий ухода из жизни поэта на сегодня наберется несколько десятков. Есть даже книга-сборник - «Тайны гибели Лермонтова. Хрестоматия версий». Особо урожайными были советские времена, в коих литературоведы повсюду искали тайных врагов. Додумались до того, что организатором заказного убийства был Николай I, а киллером был некий казак, спрятанный в кустах. Вот так вот, Император - первый дворянин великой державы, отец Отечества, спавший на простой солдатской койке, заказывает убийство фронтового поручика.
Тут, как говорится, furiosus furore solo punitur - безумец наказан самим своим безумием. Но уже в начале XXв. стали говорить о том, что дуэль Лермонтова - замаскированное самоубийство. И эту мысль ярче всех выразил А.Блок в статье «О современном состоянии русского символизма» (1910 г.): «Так или иначе, лиловые миры захлестнули и Лермонтова, который бросился под пистолет своей волей…».

В будущем году исполнится 200 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Эта дата не пройдет для страны бесследно (о чем ниже). Наверное, появятся новые предположения о причинах гибели поэта. В этой связи хочется вспомнить об одной странице его жизни на Кавказе в 1840-1841 гг., которая тесно переплелась с такой же полузабытой страницей истории российского казачества.

КОМАНДИРОВКА В ГОРЯЧУЮ ТОЧКУ

Кровь загорелася в груди!
Все офицеры впереди...
Верхом помчался на завалы
Кто не успел спрыгнуть с коня...
Ура - и смолкло.- Вон кинжалы,
В приклады!- и пошла резня.
И два часа в струях потока
Бой длился. Резались жестоко
Как звери, молча, с грудью грудь,
Ручей телами запрудили.
Хотел воды я зачерпнуть...
(И зной и битва утомили
Меня), но мутная волна
Была тепла, была красна...



Эпизод из сражения при Валерике. Акварель М.Ю.Лермонтова и Г.Г.Гагарина, Русский музей, СПб

18 февраля 1840 г. в Петербурге на Черной речке происходит дуэль Лермонтова с Э.Барантом, сыном французского посланника. Не зря поэт говорил своему однокашнику по Школе гвардейских подпрапорщиков Горожанскому: «Я ненавижу этих искателей приключений. Эти Дантесы и де Баранты - заносчивые сукины дети!».

Дуэль стала причиной второй ссылки поэта на Кавказ. 10 июня 1840 г. Лермонтов приезжает в Ставрополь, представляется командующему войсками на Кавказской Линии ген.-адъютанту П.Х. Граббе, который сразу направил его в живое «дело» - прикомандировал к Чеченскому отряду под командованием ген.-лейтенанта А.В.Галафеева.

Кавказская война была самой продолжительной и одной из самых жестоких войн в истории России. Она несла несправедливость с обеих сторон. Горцы защищали свою землю. Русские солдаты и офицеры выполняли приказы, порою бесчеловечные. Как всегда, страдали ни в чем не повинные люди.
Лермонтов был назначен при Галафееве офицером по особым поручениям, или адъютантом. Это рискованная и опасная должность - адъютант реализует замысел командира в войсках в ходе боя. Успех или неуспех операции во многом зависит от его смекалки и личного мужества.

6 июля 1840 г. отряд выступил из крепости Грозной к аулу Большой Чечень, уничтожая по пути встречные селения и сжигая уже созревшие хлеба. 10 июля отряд дошел до селения Гехи. Дальнейший путь лежал к селению Ачхой, дорога к которому лежала через Гехинский лес и пересекала речку Валерик. Повстанцы, предугадав путь отряда, заранее соорудили на берегах Валерика засеки и завалы. Подпустив отряд на расстояние выстрела, они открыли ураганный ружейный огонь.

Этот бой ярко и детально описан в прекрасном стихотворении «Валерик», цитированном выше.
Из письма Лермонтова к А.А.Лопухину с описанием битвы при Валерике: «У нас были каждый день дела, и одно довольно жаркое, которое продолжалось 6 часов сряду. Нас было всего 2 000 пехоты, а их до 6 тысяч, и всё время дрались штыками. У нас убыло 30 офицеров и до 300 рядовых, а их 600 тел осталось на месте, - кажется хорошо! - вообрази себе, что в овраге, где была потеха, час после дела еще пахло кровью.
Когда мы увидимся, я тебе расскажу подробности очень интересные, - только бог знает, когда мы увидимся... Я вошёл во вкус войны и уверен, что для человека, который привык к сильным ощущениям этого банка, мало найдется удовольствий, которые бы не показались бы приторными...».

Вот еще строки, написанные после этого сражения:

Я думал: жалкий человек.
Чего он хочет!.. небо ясно,
Под небом места много всем,
Но беспрестанно и напрасно
Один враждует он - зачем?

Галуб прервал мое мечтанье,
Ударив по плечу; он был
Кунак мой: я его спросил,
Как месту этому названье?
Он отвечал мне: Валерик,
А перевесть на ваш язык,
Так будет речка смерти: верно,
Дано старинными людьми.
- А сколько их дралось примерно
Сегодня? - Тысяч до семи.
- А много горцы потеряли?
- Как знать? - зачем вы не считали!
Да! будет, кто-то тут сказал,
Им в память этот день кровавый!
Чеченец посмотрел лукаво
И головою покачал.

За дело при Валерике Галафеев представил поручика Лермонтова к ордену Св. Владимира 4-й степени с бантом. В Штабе корпуса снизили статус награды до ордена Св. Станислава 3-й степени. Отставка от награждения ссыльного офицера была датирована 30-м июня 1841 г., за месяц до его гибели.

ОСОБАЯ СОТНЯ
После сражения при Валерике Лермонтов возглавил особую сотню казаков - «охотников».
Ее отбирал «под себя» Руфин Дорохов, лихой командир, любимец всей Терской линии, один из самых колоритных персонажей Кавказской войны (прототип Долохова у Толстого в «Войне и мире»). Казаки обожали Дорохова, а он был влюблён в горы и битвы. В одном из его писем признание: «Завидую вам - вы опять увидите горы, опять услышите свист чеченских пуль и умрете, может быть, от острой шашки чеченца...».

В ходе боев Дорохов был ранен в ногу. Он пишет: «В последнюю экспедицию я командовал летучею сотнею казаков… По силе моих ран я сдал моих удалых налётов Лермонтову ... Мы с ним подружились и расстались со слезами на глазах. Какое-то черное предчувствие мне говорило, что он будет убит. Да что говорить - командовать летучею командою легко, но не малина. Жаль, очень жаль Лермонтова, он пылок и храбр, - не сносить ему головы…».

Основу особой сотни составляли пластуны-кубанцы, были в ней и кабардинцы, и татары-мусульмане. О пластунах, казачьем спецназе, надо рассказать подробнее.

Их название происходит от украинского глагола «пластувати» - ползать, прижимаясь к земле. Это слово отражает и принцип ведения операций: незаметно для противника, сливаясь с окружающей обстановкой. Еще запорожцы залегали пластом в днепровских камышах, высматривая неприятеля и совершая разведовательно-диверсионные операции.
В ходе русско-турецкой войны 1787-1791 гг. боевая выучка пластунов достигла столь высокого уровня, что им был присвоен статус особого подразделения в рядах Черноморского казачьего войска. Подразделения пластунов принимали активное участие и в Кавказской войне.

Задачей их службы являлось предотвращение внезапных нападений горцев на казачьи станицы. Они вели постоянное наблюдение за кордонной линией из замаскированных укрытий, залегали в «засеках» и «залогах», а также совершали рейды по территории неприятеля, патрулировали берега Кубани, исследуя реку на наличие скрытых бродов и своевременно обнаруживая признаки подготовки врага к нападению.



А еще пластуны наносили «точечные» удары по отрядам горцев, уничтожая их лидеров, угоняя лошадей, тем самым ограничивая возможности противника к передвижению. Манеру действия пластунов современники характеризовали выражением «волчья пасть и лисий хвост», что обозначает хитрость, незаметный тихий подход и внезапное нападение.

В 1842 г. в штатные расписания подразделений Черноморского войска были включены пластунские роты от 60 до 90 чел. Именно пластуны первыми получили дальнобойные штуцера с притыкаемыми штыками. Им же платилось более высокое жалование.

Но это произошло уже после гибели Лермонтова. А при его жизни особая сотня на привале выглядела так:
«Между спутанными конями, пестрой группой лежали люди в самых разнообразных костюмах. Изодранные черкески порою едва прикрывали наготу членов. Дорогие шемаханские шелки рядом с рубищами, доказывали полное презрение владельцев к внешнему своему виду. Во многих замечалось богатое и отлично держанное оружие. Оправы шашек и кинжалов блестели на ярком утреннем солнце... Лица, загорелые и смуглые, выражали бесшабашную удаль, носили общий отпечаток тревожной боевой жизни и ее закала. Тут были казаки, кабардинцы - люди всех племен и верований, встречающихся на Кавказе, были и такие, что и сами забыли, откуда родом, принадлежали они к конной команде охотников... Все они сделали войну ремеслом своим. Опасность, удальство, лишения и разгул стали их лозунгом».



Вот как характеризует отряд Лермонтова историк Тенгинского пехотного полка Д.Ракович: «Лермонтов принял ... начальство над охотниками, выбранными ... из всей кавалерии. Эта команда головорезов, именовавшаяся «лермонтовским отрядом», рыская впереди главной колонны войск, открывала присутствие неприятеля, как снег на головы сваливаясь на аулы чеченцев и, действуя исключительно холодным оружием, не давала никому пощады.
Лихо заломив белую холщовую шапку, в вечно расстегнутом и без погон сюртуке, из-под которого выглядывала красная канаусовая рубаха, Лермонтов на белом коне не раз бросался в атаку на завалы. Минуты отдыха он проводил среди своих головорезов и ел с ними из одного котла, отвергал излишнюю роскошь, служа этим для своих подчиненных лучшим примером воздержания. Современник говорит, что Лермонтов в походе не обращал внимания на существовавшую тогда форму - отпустил баки и бороду и носил длинные волосы, не зачесывая их на висках».

Быть может, небеса востока
Меня с ученьем их Пророка
Невольно сблизили. Притом
И жизнь всечасно кочевая,
Труды, заботы ночь и днем,
Все, размышлению мешая,
Приводит в первобытный вид
Больную душу: сердце спит,
Простора нет воображенью...
И нет работы голове...
Зато лежишь в густой траве,
И дремлешь под широкой тенью
Чинар иль виноградных лоз,
Кругом белеются палатки;
Казачьи тощие лошадки
Стоят рядком, повеся нос;
У медных пушек спит прислуга,
Едва дымятся фитили;
Попарно цепь стоит вдали;
Штыки горят под солнцем юга.

26 сентября 1840 г., отряд Галафеева выступил из Грозной к Аргуну через Ханкальское ущелье. В этом походе поручик Лермонтов с отрядом первый подвергался выстрелам горцев и во всех делах оказывал самоотвержение и распорядительность выше всякой похвалы. Вот строки из очередного наградного представления:
«12 октября на фуражировке за Шали... Лермонтов бросился с горстью людей на превосходного числом неприятеля и неоднократно отбивал его нападения на цепь наших стрелков и поражал неоднократно собственной рукой хищников».

Через три дня он «с командою первый прошёл Шалинский лес, обращая на себя все усилия хищников, покушавшихся препятствовать нашему движению, и занял позицию в расстоянии ружейного выстрела от опушки. При переправе через Аргун он действовал отлично… и, пользуясь выстрелами наших орудий, внезапно кинулся на партию неприятеля, которая тотчас же ускакала...».
28 октября при переходе через Гойтинский лес, он «открыл первый завалы, которыми укреплялся неприятель и, перейдя тинистую речку, вправо от упомянутого завала, он выбил из леса значительное скопище… и гнал его в открытом месте и уничтожил большую часть».

«30 октября… поручик Лермонтов явил новый опыт хладнокровного мужества, отрезав дорогу от леса сильной партии неприятельской… и только малая часть неприятеля уцелела, а остальная уничтожена».

В.С.Голицын, командующий конницей у ген.-адъютанта П.Х.Граббе, представил Лермонтова к золотой сабле «За храбрость», что предполагало возвращение в гвардию. Это награждение, увы, было отклонено по личному указанию Императора Николая I.

14 января 1841 г. Лермонтов отправился в отпуск в Петербург с надеждой на отставку.
Отставку ему не дали, наоборот, потребовали скорейшего возвращения в действующую армию. Генерал Главного штаба П.А.Клейнмихель передал предписание командиру Отдельного Кавказского корпуса ген.от инфантерии Е.А.Головину о запрещении царя отпускать поручика Лермонтова от фронта в Тенгинском полку, то есть, от неотлучной строевой службы, чтобы не давать повода «отличиться». Кольцо вокруг поэта сужалось.

Последним актом его военной судьбы стала дуэль с отставным майором Н.С.Мартыновым.


М.Ю.Лермонтов на Кавказе в 1840х гг. Гравюра с карандашного рисунка бар. Д.Палена, сделанного во время экспедиции ген.Галафьева в Малую Чечню за Сулак

ЧЕЧЕНСКИЙ СИНДРОМ (ПТСР)
«Если долго всматриваться в бездну - бездна начнет всматриваться в тебя», - это высказывание, кажется, принадлежит Ницше.
Тяжёлое психическое состояние, возникающее в результате повторяющихся психотравмирующих ситуаций - военных действий, угрозы смерти, называется по-научному посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР). Существование ПТСР было признано ассоциацией американских психиатров только в 1980 г., после чего, как водится, его реальность была признана во всем мире.

У нас ПТСР называют «чеченским синдромом». Самое опасное в нем - отсроченность. Могут пройти десятки лет, пока какой-нибудь толчок переведет травму из подсознания на сознательный уровень. Тогда что-то (жалость к себе, к сгинувшим в войне друзьям, иное) вдруг захлестывает, и человек накидывает петлю на шею. Доказано, что каждый 4-й страдающий чеченским синдромом - патологический суицидент.

Крутя лениво ус задорный,
Ты вспоминаешь стук пиров;
Но берегися думы черной,-
Она черней твоих усов. (М.Ю.Лермонтов. Гусар)

Я далек от переноса реалий сегодняшнего дня на просвещенный и цивилизованный XIX век. Ростки одичания и озверения тогда еще только пробивались, узок был круг носителей этих качеств, и страшно далеки они были от народа. Но смерть заразна. «Ты смотрел смерти в лицо, в ее глаза. Ты ее никогда не забудешь, и она не отпустит тебя, как бы ты не старался».

Вот эти строки Лермонтова невозможно читать без внутреннего содрогания:

И видел я, как руки костяные
Моих друзей сдавили,- их не стало -
Не стало даже призраков и теней...
Туманом облачился образ смерти,
И - так пошел на север. Долго, долго,
Ломая руки и глотая слезы,
Я на творца роптал, страшась молиться! (Ночь. II)

Тайна навсегда останется тайной. Думаю, что боевой офицер, прошедший партизанскую войну и великолепно стрелявший (Лермонтов клал «пулю в пулю»), мог уничтожить отставного майора при любом дуэльном раскладе. Но командир спецназа был еще великим поэтом и великим провидцем

Не смейся над моей пророческой тоскою;
Я знал: удар судьбы меня не обойдет;
Я знал, что голова, любимая тобою,
С твоей груди на плаху перейдет;
Я говорил тебе: ни счастия, ни славы
Мне в мире не найти; настанет час кровавый,
И я паду, и хитрая вражда
С улыбкой очернит мой недоцветший гений;
И я погибну без следа
Моих надежд, моих мучений,
Но я без страха жду довременный конец.
Давно пора мне мир увидеть новый;
Пускай толпа растопчет мой венец:
Венец певца, венец терновый!..
Пускай! я им не дорожил.

P.S. Юбилейные даты Лермонтова почему-то тяжелым эхом отзываются на судьбе страны:
100 лет со дня рождения - 1914 г. - началась Первая мировая война;
100 лет со дня смерти - 1941 г. - началась Вторая мировая война;
150 лет со дня рождения, октябрь 1964 г. - в Большом театре шел торжественный вечер, но из президиума вдруг стали уходить ответственные партийные работники - сняли Хрущева;
150 лет со дня смерти - 1991 г. - распад СССР;
200 лет со дня рождения - 2014 г. … дай Бог, чтобы все обошлось.

Основные источники:
А.Б.Галкин. Военная судьба М.Ю. Лермонтова.
А.Скуратов. Казачий сотник Михайло Лермонтов., Станица. Общеказачья газета, № 50. 2008 г.
В.А.Захаров. Дуэль М.Ю.Лермонтова: как это было.
Ю.П.Калюжин. Гибель М.Ю.Лермонтова: убийство или скрытое самоубийство? Труды конференций АРСИИ им.Г.Р.Державина.
Up