Резная икона Императора Александра III «Введение Богородицы во храм»

Apr 08, 2012 23:39




В Гатчину вернулась уникальная реликвия, принадлежавшая Императору Александру III. Резной образ "Введение Богородицы во Храм" - дар монахов Афона к 10-летию коронации, был утерян во время Великой Отечественной войны и многие годы считался безвозвратно утраченным. 6 апреля в зале Центрального корпуса Гатчинского дворца открылась выставка одного экспоната.

РУССКИЙ СКИТ СВ.ПРОРОКА ИЛИИ НА АФОНЕ
Первые упоминания связи Руси со Святой Горой Афон относятся к XI в., времени царствования византийского императора Алексея I Комнина .
Русский общежительный Ильинский скит был создан в 1757г. выдающимся славянским просветителем Паисием Величковским (1722-1794), переводчиком святоотеческих писаний с греческого языка. Уроженец г.Полтавы, он пришел на Афон в 1746г. Вокруг него стали собираться монашествующие, в основном бывшие черноморские казаки. Паисий испросил у монастыря Пантократор заброшенную келью, посвященную Пророку Илии, где вместе с братией начал постройку церкви, трапезы и келейных корпусов.
После подавления турками греческого восстания в 1820-е гг. скит пришел в упадок. Здесь осталось только 8 чел., скрывавшихся в лесах и неприступных ущельях.

Монахи вернулись в 1830г. и постепенно начали восстанавливать обитель из запустения. В 1845 г. здесь побывал Вел.кн.Константин Николаевич, причем скит поразил его "своей малороссийской опрятностью". С этого времени скит получил большую известность в России. Начинается приток новой братии и денежных средств. Своего расцвета Ильинский скит достиг при настоятеле Паисии II в 1850-е гг. За его 30-летнее управление известность обители вышла далеко за пределы Афона. В 1881г. завершилось строительство величественного Соборного храма, посвященного Илии Пророку. Русский скит активно поддерживали члены Императорской семьи.



ДАР АФОНСКИХ ИНОКОВ

Икона, подаренная Императору Александру III в 1893г. в день 10-летия коронации монахами Русского Ильинского скита на Афоне, была вырезана из кипариса известным афонским мастером, монахом Козьмой Агриотом. Она долгое время находилась в домовой церкви Гатчинского дворца, который в те годы служил главной резиденцией Александра III.

Точных сведений о том, как она попала в Россию, и кто ее поднес монарху, автору найти не удалось. Скорее всего, это был архимандрит Гавриил, настоятель Ильинского скита, который прибыл в 1893г. в Россию для сбора пожертвований и привез с собою святыни скита. Он побывал во многих русских городах, а в Одессе основал подворье обители, где могли бы останавливаться богомольцы, направляющиеся на Афон и в Иерусалим.

В построенном позже храме Св.Пророка Илии этого подворья он и был похоронен после своей кончины в 1901г.




Так выглядит резная икона "Введение Богородицы во Храм". Ее размеры 52х42,5 см.



В центре образа основная сцена. По периметру в десяти клеймах представлены библейские сюжеты. Каждый из них подписан греческими маюскулами (прописными буквами). На нижней кромке имеется дата «1889» и подпись мастера. Икона оправлена в деревянный киот с инкрустированной рамой и стеклом.

Главный сюжет иконы представляет Иерусалимский храм (фото в заголовке поста).
Мастерство резчика кажется каким-то сверхъестественным. В трех измерениях представлены двухэтажная центральная часть, трехэтажные левый и правый нефы. Интерьер храма декорирован тончайшим резным орнаментом, украшающим капители колонн, своды и балконы. Само действие происходит в глубине иконы. Справа первосвященник Захария, стоящий на возвышении, встречает Марию, несущую зажженный светильник. За Марией наблюдают родители Иоаким и Анна и вереница дев.






На празднике присутствует множество людей, они стоят со светильниками в нефах 2-го и 3-го этажей. На 1-м этаже мастер изобразил источники воды - фонтаны, а под лестницей находится бассейн.
Вокруг центральной сцены в нишах рамы изображены пророки Моисей, Аввакум, Даниил и праотец Иаков.

Вот ветхозаветные сюжеты, представленные в клеймах иконы:

Внизу иконы слева - слава Иосифа (Быт., 41. 42). Иосиф, ставший 2-м лицом в Египте после фараона, едет на богатой колеснице; впереди шествуют трубачи, сзади движется войско, народ преклоняет колени. Здесь же 3 вставных сюжета из жизни Иосифа: темница, толкование снов фараона и радостная встреча с отцом.



Внизу справа - слава Соломона (3 Цар., 10) . Царь Соломон в короне и богатых одеждах принимает царицу Савскую. На переднем плане всадники на верблюдах с дорогими дарами, множество слуг и приближенных; сзади стены Иерусалимского храма. Любопытная деталь: справа от царя мирно возлегает лев (?) в некоем подобии собачьей будки (?).



Верхние клейма: Пророк Иона во чреве китовом (Иона, 1-4)



Переход евреев через Чермное (Красное) море (Исх., 14-15)



Боковые клейма (слева направо и сверху вниз): вознесение Пророка Илии (4 Цар., 1, 2) и жертвоприношение Исаака (Быт., 22)






Лестница Иакова (Быт., 28; 10-22). Даниил во рву львином (Дан., 14; 1-40)






Благоразумие Иосифа (Быт., 39; 6-21) - жена царедворца пытается совратить юношу, хватая его за одежды, но ему удается скрыться. Давид и Вирсавия (2 Цар., 11) - у бассейна полуобнаженная красотка со своими служанками, святой царь наблюдает за нею с балкона дворца.






Обратная сторона иконы (на выставке ее снять невозможно, фото отсюда ).



Остается добавить, что в годы войны Гатчинский дворец был занят немецким армейским штабом. Грабеж российских культурных ценностей был поставлен цивилизованными европейцами на поток и осуществлялся не только спецслужбами, но и общевойсковыми подразделениями, а также отдельными военнослужащими.

Несколько лет назад икона была выставлена на продажу через аукцион Кристис. Ее приобрел коллекционер Владимир Алексеевич Логвиненко. Проведя экспертное исследование, он принял решение передать эту реликвию Росохранкультуре в качестве дара Российскому государству.

Отдельное спасибо и низкий поклон сотрудникам Гатчинского музея-заповедника.

Здесь, кстати, развернута превосходная экспозиция "Семья императора Александра III в Гатчине". Вот ее малая часть: реконструированная обстановка рабочего кабинета монарха на историческом месте его нахождения в Арсенальном каре дворца:



Письма его детей, в центре - Вел.княжны Ольги Александровны



Авторские фото 07.04.2012г.
Up