ПРОДОЛЖЕНИЕ ПОСТА
НЕЗНАКОМЫЙ ТИХВИН. ВВЕДЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ. ЦАРИЦЫНО ОЗЕРО
ЦАРСКОЕ БОГОМОЛЬЕ
Тихвин всегда был местом, особо почитаемым правящими династиями, от Рюриковичей до царей и Великих князей Романовых. Первым его посетил Вел.князь московский Василий III. «Лета 7035-го сентября (1526г.) выехал князь велики с Москвы во град Можаеск на свою царьскую потеху и с великою княгинею Еленою. <…>Тоя же зимы декабря был князь великий у Пречистой на Тихвине молитися» (Постниковский летописец).
Молился Василий III уже в новом каменном храме Успения Богородицы, построенном по его велению и освященном в 1515г.
Его приезд сюда был связан с непростыми жизненными обстоятельствами. В конце 1525г. он развелся с женой, Соломонией Юрьевной Сабуровой, под предлогом отсутствия у нее детей и сослал ее в монастырь.
В ту пору это был беспрецедентный для Руси случай. Выступавшие против расторжения брака митрополит Варлаам, князь-инок Вассиан Патрикеев и прп. Максим Грек были сосланы, причем митрополит впервые в русской истории был лишен сана.
Православные патриархи осудили развод, а патриарх Иерусалимский Марк предсказал следующее: «Если женишься вторично, то будешь иметь злое чадо: царство твое наполнится ужасом и печалью, кровь польется рекою, падут главы вельмож, грады запылают».
Уже в январе 1526г. Василий III женится на юной Елене Глинской, дочери литовского князя Василия Львовича Глинского. При этом распространился слух, что Соломония во время пострижения была беременна и уже в монастыре родила мальчика, которого назвала Юрием и отдала в надежные руки. В такой обстановке Василий III дерзает молиться перед Тихвинской иконой Божией Матери о чадородии.
Молитва была услышана. В 1530г. у Елены рождается «злое чадо», будущий Иоанн IV Грозный. Молва приписывала отцовство ее любовнику, кн. И.Ф.Овчине Телепневу-Оболенскому.
В декабре 1533 г. умирает Василий III, и князь Овчина сразу занимает место рядом с Еленой. Регентский совет при малолетнем Иоанне IV был разогнан, братья Василия III уничтожены. Однако вскоре умирает и Елена, по слухам от яда. После чего бояре немедленно расправились с князем Овчиной, а некоторое время спустя и с митрополитом Даниилом, «презлым
осифлянином », венчавшим Василия III вторым браком.
Соломония Сабурова после 17 лет иночества скончалась в монастыре. В XXв. она была причислена к сонму местно чтимых суздальских святых. По легенде, ее выросший сын стал знаменитым разбойником Кудеяром, о котором сложена некрасовская «Песня о двенадцати разбойниках».
Молодой Великий князь Иоанн Васильевич также побывал "у Пречистые на Тихвине" в конце 1546г. за полмесяца до венчания на царство. По-видимому, для получения благословения на титул «царя» («цезаря») от святыни, почитаемой за римскую и константинопольскую. В полном соответствии с теорией «Москва - третий Рим».
В феврале 1560г. Иоанн Васильевич, к тому времени заслуживший уже славу грозного царя, повелевает устроить в Тихвине монастырь во имя Успения Божией Матери.
Царь Иоанн, Вел. князь Василий, митрополит Макарий. Фрагмент иконы Тихвинской Божией Матери Благовещенского собора Московского кремля (XVIв.)
Начиная с Петра I, Тихвинскую обитель посещали и царствующие особы и многие члены Императорского Дома, причем ознаменовывали свои посещения ценными вкладами и дарами. 3 февраля 1747г. здесь побывала Императрица Елизавета Петровна с наследником Петром Федоровичем и его супругой Екатериной Алексеевной, которая оставила воспоминания об этой поездке.
ПЕРЕНЕСЕНИЕ ТИХВИНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ В УСПЕНСКИЙ СОБОР 9 ИЮНЯ 1798г.
В 1798г. Император Павел I предпринял второе путешествие по России. Его сопровождали Вел. князья Александр и Константин. Выезд из Павловска последовал 5 мая. Павел направился сперва через Новгород и Тверь в Москву, где проходили военные маневры. 16 мая государь выехал из Москвы и через Владимир, Н.Новгород прибыл 24 мая в Казань, где оставался 6 дней. Из Казани Император направился в Ярославль, а оттуда в Тихвин. Императрица Мария Федоровна выехала навстречу ему из Санкт-Петербурга.
9 июня здесь состоялись торжества по поводу перенесения главной святыни - Тихвинской иконы Божией Матери из церкви Рождества Богородицы в обновленный Успенский собор. В церемонии принимали участие Павел и цесаревич Александр Павлович, переносившие икону в сопровождении Марии Федоровны и Вел. князя Константина Павловича. Событие было описано в газете "Санкт-Петербургские ведомости" (28 июня 1798г.) и запечатлено на картине художника
В.Истомина (приведена в заголовке поста).
Слева икону держит Павел I, справа - цесаревич Александр. На картине мы видим и супругу Павла I Марию Федоровну. Кроме царской семьи и свиты художник изобразил не менее 80-ти тихвинцев. Справа от цесаревича Александра - уездный предводитель дворянства, лейб-гвардии секунд-ротмистр Петр Воинович Римский-Корсаков, дед великого композитора.
Здесь же один из выдающихся настоятелей монастыря архимандрит Герасим (в миру Князев; 1752-1829). Он основал в Тихвине Духовное училище (1803), позже был переведен в Московский Симонов монастырь. Во время нашествия французов Герасим проявил особую распорядительность в деле спасения сокровищ московских монастырей и Успенского собора, отправленных им в Вологду. Герасим пользовался в Москве большим духовным авторитетом. В 1813г. он был награжден орденом Владимира 3-й ст., в 1816г. тем же орденом 2-й степени. В 1821 г. был уволен на покой и умер 6 июня 1829 г., на 78-м году. Он был погребен в Симонове монастыре.
На иконе сребропозлащенная риза, украшенная жемчугом и драгоценными камнями, изготовленная в 1718г. при архимандрите Рувиме. Она и сегодня находится на иконе вместо исчезнувшего в 1922г. драгоценного золотого оклада весом 9 кг., в убранстве которого было 4809 бриллиантов, 593 бриллиантовые розы, а также редчайший гигантский изумруд с вырезанным на нем Распятием, дар Императрицы Анны Иоанновны. Интересно, куда это все подевалось?
На первом плане со свитком в руке изображен сам автор картины, художник В.Истомин (17? - не ранее ноября 1801).
Об этом художнике мало что известно, предположительно, он был учеником Мартина-Фердинанда Квадаля (1736-1808), работавшего в России с 1797г. Жил в С.-Петербурге.
Картина написана маслом на холсте, размер 283 х 254см. Находится в ГРМ. Внизу посередине надпись: Пiсал сiю картину сей Василей. Истоминъ. сх 20го маiя кончилъ 2 дня ноября 1801го года.
КРАЕВЕД-КРЕСТЬЯНИН А.Я.АРТЫНОВ
Воспоминания ростовского краеведа XIX в., крестьянина дворцового села Угодичи, Александра Яковлевича Артынова (1813-1896) были опубликованы в 1882г. Этот документ, как и другие труды Артынова (16 напечатанных работ и около 80 рукописей), до сих пор не нашел своего исследователя. Он содержит массу интересной информации по теме нашего повествования. Это взгляд человека, далекого от кормила власти, но которому очень хорошо знаком один уголок земли. Предки А.Я.Артынова поставляли царскому двору и в тихвинские монастыри рыбу, а также управляли монастырскими огородами.
Вот что он пишет об одном из своих предков, жившем во времена Иоанна Грозного и погибшем из-за случайного свидетельства разговора Иоанна Грозного с Малютой Скуратовым о сыне сосланной в монастырь Соломонии Сабуровой (брате царя):
«Сидорко Амелфов был целовальник Ростовского озера и староста Государевых рыбных ловцов; он часто ездил в Москву с рыбным оброком к большому Государеву дворцу; в одну из таких поездок он был невольным слышателем царской тайны, за которую он и поплатился своею жизнию.
Вина его была следующая: находясь по своей должности в большом Московском дворце и будучи немного навеселе (выпивши), заблудился там, зашел в безлюдную часть дворца. Отыскивая выход, он пришел, наконец, в небольшой покой, смежный с царским жилищем, и там услышал громкий разговор Грозного царя с Малютой Скуратовым о князе Юрии, сыне Соломаниды Сабуровой. Грозный приказывает Малюте найти князя Юрия и избавить его от него. Малюта обещал царю исполнить это в точности и после этого разговора вышел в двери, перед которыми Сидорко едва стоял жив. Малюта увидел его, остановился; потом ушел опять к царю, после чего заключил Сидорку в темницу и там на дыбе запытал его до смерти вместе с отцом его Амельфой, пришедшим в Москву проведать сына.»
О повторном посещении Тихвина Императором Александром I в 1823г. и о показе ему картины В.Истомина:
«В августе, не помню которого числа, приехал в Тихвин Император Александр Павлович, подъехал он в коляске вместе с гр. Аракчеевым прямо к Тихвинскому монастырю. Это было в полдни. Народа в монастыре толпилось множество, в числе мальчишек зевак был и я. Государь подьехал ко вторым святым воротам с западной стороны, над которыми Царём Феодором Иоанновичем построена небольшая церковь св. Феодора Стратилата. Подле этой церкви, к югу, устроен двухэтажпый корпус с настоятельскими кельями, с северной стороны, подле церкви тоже двухэтажные кельи, занимаемые монастырскими казначеем и экономом; корпуса эти строены ещё Иваном Грозным.
Государя бывший архимандрит Герасим встретил приветственною речью. Герасим в это время случайно приехал из Москвы; он жил уже на покое в Симоновом монастыре. После речи Герасим пошёл с Императором в соборную церковь. Там настоятель обители архимандрит Самуил сказал тоже приветственную речь. После молебствия Император, приложась к иконе Богоматери, долго разговаривал, как-будто со старым знакомым со старцем Мартирием. Потом посетил его келью, оттоле архимандрит с Мартирием водили Императора в трапезную церковь, - казать Шебуевскую картину перенесения Божией Матери; на этой картине изображён несущим на руках икону Император Павел Петрович. Император долго смотрел на эту картину и благодарил архимандрита Герасима за мысль осуществить это событие на холсте; потом Император молился находящейся там иконе Божией Матери, принесённой из Старой Руссы. Икона эта более трёх аршин ширины и около 5 арш. вышины; затем Император посетил настоятельские кельи, где была приготовлена закуска. Государь был весьма весел и много разговаривал с обоими архимандритами и старцем Мартирием, находящимся тут же возле Государя. - Из обители Государь поехал в отведённый ему дом купца Ивана Максимовича Калашникова. Из Тихвина Государь поехал по Ярославскому тракту».
(по-видимому, Артынов перепутал автора картины, назвав таковым В.К.Шебуева)
О пожаре в Тихвине и помощи погорельцам Императора Александра I:
«Тихвинские жители день всех святых празднуют очень торжественно; из Тихвинского большого монастыря бывает крестный ход в церковь Всех Святых, стоящую на правом берегу р. Тихвинки против большого монастыря. По преданию, на этом месте сошла на землю с воздуха икона Тихвинской Богоматери. Эта церковь принадлежит монастырю. Когда мы шли уже обратно с крестным ходом, случился в городе, на Богородской улице, сильный пожар, истребивший около 60 домов. Бедствие было ужасно.
Вскоре на вспоможение погорельцам от Императора Александра I-го на имя городского головы, Василья Ивановича Овинского было прислано 60 тыс. серебрянных рублей; курс рубля тогда состоял в обращении 3 р. 80 к. ассигн., но этот курс вскоре упал до 3 руб. 60 коп. Деньги эти все были розданы по принадлежности погорельцам».
О
«царице Дарии» - сосланной в Тихвин супруге Иоанна Грозного:
«В одно время ходил я с матерью в находящийся в недальнем расстоянии от этого монастыря лес и на небольшое окружённое со всех сторон этим лесом озеро, называемое «Царицино озеро». Здесь Царица Колтовская, супруга Грозного, во время нашествия на г. Тихвин шведов, которые город и женскую обитель разорили, и только не могли они взять Тихвинского большого монастыря. Во время осады этого монастыря, в стане, находившемся на южной стороне луга, называемом «Таборы», на них вдруг нашло такое ослепление и исступление, что враги не узнали себя и боролись сами с собой, так что лишь малая часть их вернулась на свою сторону.
На месте, где жила Царица, поставлена небольшая часовня, куда она впоследствии часто ходила для богомолья. При своей жизни Царица возобновила обитель обширнее и лучше прежнего. Она потом со старицей Дарьей приходила поклониться в Ростов св. Леонтию и на гроб его приложила пелену, на которой вышита золотом и шёлком Божия Матерь с св. Николаем, беседующую на упавшем на землю дереве с поповичем Юрьем. Старицу эту Ростовский святитель Иоанн Власатый сопровождал в г. Владимир. Царица померла в схиме под именем Марии, в лето 7091 мая в 16 день и погребена в притворе или паперти Соборной церкви Тихвинского женского монастыря. <…>
На месте дома, где жил боярин Василий Колтовский - отец Царицы (незаконный сын кн. Василья Юрьевича Шемяки, рождённый от княгини Феодоры дочери кн. Ивана Феодоровича Голенина Ростовского супруги кн. Семёна Юрьевича Вороны Ростовского) находилась кладбищенская деревянная церковь св. Иова многострадального».
ПРОГУЛКА ПО ПРАВОБЕРЕЖЬЮ ТИХВИНКИ
Места, упомянутые выше в нашем повествовании, не так часто посещаются туристами. Автор предлагает совершить по ним небольшую прогулку (фотографии февраля 2012г.).
Набережная Тихвинки и церковь Всех Святых (Полковая). Именно здесь, по преданию, чудесным образом явилась Тихвинская икона Божией Матери, и сюда совершались по праздникам крестные ходы из Большого Успенского монастыря.
Дом-музей Н.А.Римского-Корсакова
Вид на Успенский монастырь с высокого правого берега.
Когда-то Тихвинка была полноводной, и по ней проходило за сезон до 6 тыс. судов с грузом. Напротив монастыря был шлюз. Он никем не поддерживался и разрушился в 2005г. Как говорят, с тех пор монастырь стал сильно затапливаться весенними паводками
Ворота у входа на старое городское кладбище
Церковь Иова Многострадального на Николиной (Фишовой) горе.
Столь редкое для православного храма посвящение объясняется следующим. В 1770г., в день памяти св. Иова Многострадального 6/19 мая пожар полностью уничтожил Тихвинский посад. Многие жители потеряли имущество и своих близких. Тогда и появилось кладбище на Николиной горе. В память об этом печальном событии в 1772г. была построена деревянная церковь в честь праведного Иова Многострадального.
В 1856г. была построена каменная Иовская церковь (проект К.Тона). Средства на завершение строительства собирались всем миром.
При большевиках храм, как водится, был разорен, а его настоятель о.Иоанн (Сарв) - расстрелян. На Архиерейском соборе РПЦ 2000 г. он с другими тихвинскими новомучениками был причислен к лику святых.
Сейчас церковь понемногу восстанавливается
Здесь неподалеку на Красном лугу в 1613г. в ходе Тихвинского восстания произошла битва русского войска, возглавляемого кн. Семёном Прозоровским, со шведами. Вид на Красный луг с колокольни церкви Иова
.
Интерьеры церкви
И еще одна печальная страница, уже из истории XXв. Здесь на кладбище установлен памятник ленинградским детям, сгоревшим в эшелоне на станции Тихвин при эвакуации во время немецкой бомбардировки в октябре 1941г.
Источники:
Воспоминания крестьянина села Угодичь Ярославской губернии Ростовского уезда Александра Артынова. Ростов Ярос. 1882г. Л.В.Виноградова. Тихвин. Узнать, увидеть, полюбить. СПб, 2011г.
Андрей Никитин.
Соломония Сабурова и второй брак Василия III.