Вчера была в театре, на замечательном спектакле "Осенняя соната", по мотивам известного шведского писателя Ингмара Бергмана Худ.руководитель театра: Г. Волчек. Режиссер постановщик: Е. Половцева. Актеры: А. Бабенко (дочь Ева) и М. Неелова (мать Шарлотта) и др. Мать и дочь - какая ужасная комбинация страстей, заблуждений, тяги к самоуничтожению! Здесь возможно все, здесь и происходит все - под предлогом любви и материнской заботы. Душевные травмы матери наследует дочь, просчеты матери оплачивает она же, несчастье матери - несчастье дочери, словно пуповина между ними никогда не перерезалась. (с) Ингмар Бергман.
Сюжет "Осенней сонаты" настолько жизненный и по этому немного банален: по приглашению дочери (Евы), в ее скромную, укатанную грустью и унынием пастырскую усадьбу приезжает мать (Шарлотта), известная пианистка, только что потерявшая друга. И вроде, ничего не предвещает бури эмоций, мать и дочь встретились после долгой семилетней разлуки... Но, дочь приготовила матери сюрприз, в ее доме живет Елена, вторая дочь Шарлотты и сестра Евы, она больна. Шарлотта не думала ее увидеть, и не хотела.. А что же дальше? Тихий разговор, слезы, взаимоупреки... И одна лишь надежда, что тебя услышат и поймут...
Хочется сразу сказать, что этот спектакль не для рядового жителя, которому хочется "хлеба и зрелищ", это тяжелый психологический спектакль, но спокойный и уравновешенный, в нём нет ничего лишнего.
И тут начинается тяжелая психологическая драма. А атмосфера спектакля, хорошо передана в самом названии. Осень, бывает разной: яркой, солнечной, дождливой, снежной, мрачной, грустной... Но и как любое время года - проходящее явление. Все это есть и в спектакле.
Яркая и солнечная маска Шарлотты - известная пианистка, эгоистичная, красивая и успешная женщина, которая привыкла что ее обожают и боготворят. Но за этой маской скрывается ранимая, несчастная душа человека, который не знает что такое любовь, которой не получил любви родителей в детстве, и который хочет быть любим и нужен, но не умеет любить сам.
Перед самым напряженным моментом нам дают передышку, небольшой глоток воздуха, что бы "переварить" первую часть. Она заканчивается на том что все временно в этой жизни, и дабы подчеркнуть это Шарлотта укладывается спать в кресло, одевает спальные очки и начинает напевать. Она убаюкивает сама себя... Но, появляется Ева, и пугает мать до бессонницы и ночного кошмара своим проявлением заботы. А потом еще и добавляет то что им надо поговорить... Шарлотте снится кошмар, участники кошмара ее дочери, мужчины, медсестра и как итог ее этот кошмар поглощает с головой.
Антракт.
Во втором действии эмоции начинают зашкаливать, они просто натянуты как струна... Идут взаимоупреки матери и дочери... И только Елена, та самая Елена, которая скована болезнью в инвалидном кресле - могла бы послужить им той соломинкой, за которую можно ухватиться, она может прощать и любить, но это в книге. В спектакле же, она служит катализатором, из-за которого у обоих женщин происходит эмоциональный взрыв. Это кульминация. Их ночной разговор, обнажает две души. Им суждено быть связанным вместе: "Мать и дочь - какая ужасная комбинация страстей, заблуждений, тяги к самоуничтожению! Здесь возможно все, здесь и происходит все - под предлогом любви и материнской заботы. Душевные травмы матери наследует дочь, просчеты матери оплачивает она же, несчастье матери - несчастье дочери, словно пуповина между ними никогда не перерезалась". Мать всегда отвечает за своих детей, если они несчастны.
В финале мать и дочь уходят в глубь сцены, к падающему снегу. Они держаться за один чемодан, который вызывает ассоциацию груза, который несут вместе... Они так похожи, так близки и так далеки, несчастные и не примеримые... Они оборачиваются и говорят со своими невидимыми собеседниками, и в какой-то момент кажется, что у них уже не будет все как прежде, что они больше никогда не встретятся... Шарлотта уже не будет такой как прежде, за эту ночь она очень постарела, но и Ева простит ли ее? Но актрисы уходят, а зрителю остается додумывать конец самому, и каким он его себе придумает зависит только от него.