Своеобразные рогатые или ушастые ростовские наличники эпохи модерна или более позднего заимствования сконцентрированы в самом Ростове Великом и в его окрестностях в южном и восточном направлениях.
Идея первых ростовских рогатых наличников, заключается, видимо, в идее окна, олицетворяющего гармонию в виде музыкального инструмента (лиры?). Изгибы наличника напоминают лиру, видны рычажки регистров (?), струны, резонансные отверстия.
Кольца с лучами (так называемые спутники) наиболее легко объясняются тем, что это солнце в двух или трёх положениях (восход, зенит, закат). Видимо, в большинстве случаев, это именно так. Но у меня есть предположение, что на популярность символа сильное влияние оказал 1911 год, в который на небе появились и легко наблюдались невооружённым глазом две яркие кометы. Одна ("комета дневного света"), самая яркая за всю историю, явилась в начале года, другая, знаменитая комета Галлея, в мае. Земля прошла даже сквозь хвост кометы Галлея, что вызвало большую панику в мире. Вполне возможно, кольцо с трехлучевым хвостом (именно так и выглядела комета Галлея) временно стал символом кометы.
При более поздних заимствованиях струны стали трансформироваться в лучи солнца, резонансная спираль в росток, рога могли превратиться в медвежьи уши...
№1. Классический ростовский рогатый наличник в виде музыкального инструмента.
№2
№3
№4. Здесь в "гармонию" превратился подзор дома.
№5
№6
№7
№8
№9
№10. Здесь рога превратились в уши, струны - в лучи, освещающие землю (ромбы).
№11
№12
№13
№14
№15
№16
№17
№18. Здесь резонансные щели трансформировались в растение-росток.
№19
№20
№21. Здесь также струны превратились в лучи, освещающие явные ростки.
№22
№23
№24
№25
№26
№27. Какие мощные ростки!
№28
№29
№30
№31
№32
№33
№34
№35
№36
№37
№38
№39