книгоотзыв: Акунин-Чхартишвили. "Аристономия"

Oct 02, 2014 15:40

Довольно сложно писать отзыв о книге (ссылка на Лабиринт), которую автор писал много лет и сам считает её итогом долгих поисков, размышлений, внутренних процессов. Но и не написать было бы невозможно. Потому что, по словам самого господина Акунина-Чхартишвили, «книги, которые имеет смысл читать, обладают одним общим свойством: они написаны автором для самого себя. Даже если сочинение адресовано определённому кругу людей или вообще человечеству, настоящая книга всегда узнаётся по отсутствию претензии. Если угодно, по простодушию. Пишущий не боится выглядеть наивным, не пытается показаться умнее или образованнее, чем он есть, не изображает, будто его волнует то, к чему он на самом деле равнодушен, не предпринимает усилий понравиться. Автору не до этого. Автор болен неким вопросом, поиск ответа на который является курсом лечения. Если хочешь излечиться, нельзя тратить силы на несущественное».
С автором я, как, возможно, многие, познакомилась с Фандоринской серии, конкретно - с «Азазеля». То есть Акунина я читаю и уважаю, а вот Чхартишвили, пожалуй, совсем не знала.
Итак, к делу. Аристономия - это термин, введённый автором вследствие отсутствия в русском (и не только) языке соответствующего, отражающего все необходимые грани. Вот небольшое разъяснение: «по моему убеждению, назначение человеческой жизни в том, чтобы прожить её сполна, достичь полного раскрытия бутона, который носит в себе всякий человек (следуя ботанической метафоре, назову этот результат «Расцветом»). Достижению Расцвета помогает некое Качество. <…> Качество, от которого, как я убеждён, зависит судьба человечества, я назвал «аристономией». <…> «Аристономия» - это закон всего лучшего, что накапливается в душе отдельного человека или в коллективном сознании общества вследствие эволюции».
Это, с одной стороны, роман в лучших акунинских традициях - с выписанными живыми характерами, прекрасным русским языком, динамичным сюжетом и пр., - а с другой - философское эссе на заглавную тему. Мне особенно нравятся такие книги, где искренне изложены взгляды одного конкретного человека без претензий на обладание истиной в конечной инстанции. Тем более интересно читать нашего с вами современника, размышляющего о судьбах не только России, но и человечества в целом. Это я так красиво написала сейчас, а на самом деле не бойтесь, нет там никаких заумных теорий - только внимательный взгляд неравнодушного человека. И его удивительно точные наблюдения. Например: «Отсутствие эмпатии, даже если все остальные качества (аристономической личности - прим. моё) выражены очень сильно, является тяжелейшим нравственным увечьем; оно способно превратить выдающегося человека в чудовище логики и схематизма. И наоборот: если человек, во всех прочих отношениях ничтожный, щедро наделён сострадательностью и отзывчивостью, он уже живёт на свете не зря, он согревает своей душой холод мира». Или вот это, человеколюбивое: «Вся штука в том, что Зло это не что-то внешнее, чужеродное. Оно существует не само по себе, оно живёт в душах - там же, где обитает Добро. В одном и том же человеке, всяком человеке, присутствуют оба начала. Вот почему к врагам нельзя относиться, как к мишеням для стрельбы. В душе каждого человеческого существа <…> живёт твой союзник - Добро. Ты убиваешь и его, когда насмерть поражаешь своего противника. Значит, нужно не уничтожать оппонентов, а находить ключ или отмычку, которая отопрёт запертое в их душах Добро».
Или устами одного из героев романа: «Разумеется, я не знаю, что такое смерть - конец всему или переход на другой этап. Но в первом случае смерть вообще не имеет никакого смысла. Конец так конец. Прямо скажем, невелика потеря, учитывая наши жизненные обстоятельства. Если же смерть - переход в иное состояние, то некоторый смысл в ней, конечно, есть. Однако не больший, нежели у двери, что ведёт из одного пространства в другое. Чего её так уж бояться, двери-то? Предмет несложный, сугубо функциональный. Глупо из-за страха перед какой-то там дверью совершать предательство или иные гадкие поступки. Глупо упираться руками, хвататься за косяк, орать благим матом: «Я не хочу в следующую комнату! Оставьте меня в этой ещё хоть на денёк, хоть на часок!» А всего и дел: распахнул дверь, да вышел».
А как прекрасно применимо к жизни вот это: «Просвещение - это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого. Несовершеннолетие по собственной вине - это такое, когда причина заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им без руководства со стороны кого-то другого. <…> Леность и трусость - вот причины того, что столь большая часть людей, которых природа уже давно освободила от чужого руководства, всё же охотно остаются на всю жизнь несовершеннолетними; по этим же причинам так легко другие присваивают себе право быть их опекунами. Ведь так удобно быть несовершеннолетним!»
Ну и какой же роман, тем более Акунина, без экскурса в историю: «Наука, ставящая своей задачей нейтрализацию болевых ощущений, по словам лектора, уходила корнями в древность. Предшественники современных анестезистов были шаманы, знахари, ведуны с ведьмами, колдуны и колдуньи. Три основные направления обезболивания по своей сути остались теми же: травно-настойное, то есть химическое; заморозка - или, выражаясь по-научному, криогенная анестезия; наконец, заговОр или колдовские чары, то есть психогенно-гипнотический метод».
Не могу не поделиться также и текстом, принадлежащим некому Джованни Пико делла Мирандола (итальянскому гуманисту XV века), который глубоко запал в душу: «Не ограждённый никакими пределами, следуя собственной свободной воле, коей Мы тебя доверили, будешь ты сам определять границы твоей природы. Мы поместили тебя в середину мира, чтобы оттуда тебе было удобнее озирать его весь. Мы сотворили тебя не земным и не небесным, не смертным и не бессмертным, дабы ты мог быть собственным создателем и скульптором, мог придать себе тот образ, какой пожелаешь. Тебе дано переродиться в низшие, скотские формы жизни. Но есть в тебе и сила, чтобы, внимая суждению своей души, ты мог переродиться в высшие, божественные её формы».
А напоследок красивое напутствие: «Вот дорога - если взять её как метафору судьбы: это она выбирает человека или же человек выбирает дорогу? Вольны ли мы в выборе своего пути, либо же предуготовленный путь сам ложится под ноги, а тебе только кажется, будто изгибы и повороты зависят от твоей воли?
Почти сразу же ответил себе: есть люди, меньшинство, кто выбирает свою дорогу сам, и есть остальные, кто следует случайным маршрутом, не пытаясь с него свернуть».

ДорОг вам, тропинок и хайвеев - хороших и разных!

Книга на Лабиринте

читать_и_думать, книгоотзывы, смыслы

Previous post Next post
Up